18 марта
Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Январь » 12

Эссе "Я - учитель"

Позднякова Ирина Сергеевна
Бюджетное учреждение "Нижневартовский политехнический колледж"


Эссе «Я - учитель»


Новелла 1. «Огонь сердца»


«Благодарю тебя, Создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не безработный, не писатель –
Простой учитель на Земле…»
А. Чёрный


Моя мама – Учитель. Своим ученикам (а я всегда как дочь учительницы была среди них) она любила рассказывать притчи. Вот та, которая определила мой жизненный путь: «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».»

Велика роль Учителя на земле, он Созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека.

На роль Бога не претендую, а вот меру ответственности ощущаю.

Толстой говорил: «Случалось ли Вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт».

«Не смотри в бегущую воду», - говорят монгольские ламы. При переходе быстрой реки во время ледохода мы знаем, насколько нельзя смотреть в эти стремительно несущиеся струи, пронизанные хрустящими льдинками. Нужно избрать дальнюю точку горизонта, чтобы не потерять равновесия. Эти два принципа «как можно выше» и «как можно дальше», всегда вставали перед человечеством, а сейчас – передо мной. Я часто задумываюсь: как учить, что «дальше», чем питать (вос - питание), чтобы «выше»?

«Детское сердце знает, что горит, и что потухло. Не урок заданный, но совместное у учителем устремление даёт мир чудесный. Открыть глаза ученика, значит вместе с ним полюбить высокое творение… Огонь сердца утверждает будущее», - эти слова Н. Рериха и определяют суть моей педагогической философии.

Дарить Огонь Сердца – нести радость, внутреннюю глубину, которая создаст атмосферу, заражающую оптимизмом, бодростью, желанием хорошо учиться. Пробуждая в сердце ребёнка любовь, питая её непрестанно, учитель достигает гораздо большего, ибо в её потоке особым цветом окрашивается каждое чувство, каждая мысль, пробуждаются духовные силы ребёнка, душа исполняется прекрасным.

При этом я, как учитель, не стремлюсь что – то переделать, это не моя задача. Я лишь облагораживаю устремления, но помню, что каждый ребёнок пришёл в этот мир с собственной миссией и несёт в себе не только положительные, но и отрицательные качества. Я, как воспитатель, наставник, не могу принимать его частями – за одно любить, за другое – отвергать. Всё, с чем пришёл ребёнок в этот мир, ему для чего – то нужно, в том числе и отрицательное. Динамика развития противоположностей присуща человеку, и через это противоборство идёт развитие.

Понимаю, что каждый ученик – неизведанная Вселенная, стараюсь увидеть его психологические особенности и выстраивать отношения с ним по принципу его мировосприятия, мироощущения, пытаюсь обогатить и развить его чувственный, эмоциональный мир, одухотворить его устремлённость.

И когда я вижу, что на уроке горят глаза учеников, чувствуется их единое дыхание, эмоциональный подъём, желание думать, отвечать, когда рождается новая мысль – значит, найден ключ сотворчества, создана психологически комфортная обстановка, значит, мой Огонь Сердца повёл их «выше и дальше». Они творцы.

Огонь Сердца утверждает принцип вседостижимости. «В космосе всё живёт и всё возможно» (Живая этика). «Ты всё можешь», - этой верой в силы ребёнка, подростка, взрослого человека должна быть, я считаю, пронизана каждая клеточка педагогического процесса.

Любовь и красота, одухотворённый мир чувства, гармония и творчество, вера в высокую устремлённость – вот что поддерживает Огонь Сердца Учителя, вот сила, объединяющая всех, движущая «как можно выше» и «как можно дальше».

Огонь Сердца – это не только моя педагогическая философия, это философия моей жизни.

Своей уже седой маме с гордостью говорю: «Понимаешь, мама, я – учитель! Я хочу быть как ты!»

Новелла 2. «Счастливый билет»


Я – Учитель математики, вошло в привычку видеть мир через гармонию цифр.

Держу в руках автобусный билет и по привычке считаю. Счастливый! Среди всех путешествующих он попал именно мне в руки. Нужно сохранить, мелькает в голове. Их уже много, целая коллекция счастья!

Почему он счастливый? Почему люди ищут счастье в автобусных билетах? Верят в магию цифр? Почему мы продолжаем эту детскую игру?

В детстве мы все верили в чудо и ждали его: Дед Мороз с подарками в Новый год, солнечный зайчик рад твоему пробуждению ото сна… В сказках всегда желание исполняется, если оно «правильное» (не как у старухи из пушкинской сказки), но его нужно обязательно заслужить: помочь нуждающимся, потрудиться для кого – то, спасти погибающего. И тогда – награда!

Может быть, счастливый билет и напоминает о том, что сегодня у тебя есть счастливая возможность что – то сделать для других?

Мой счастливый билет – я Учитель! Я хочу научить детей быть счастливыми!

Новелла 3. «Я сам»

Всё вмещая – бесконечность звёзд,
Солнца луч и близкую нам землю,
Мы от сердца к сердцу строим мост
И в себе вселенную объемлем.
Н. Спирина


В памяти жива картина: по улице передвигался мальчик, наверное в школу. Издалека он был похож на паука, запутавшегося в собственной паутине. Ему трудно было перейти сколькую улицу: середина дороги провалилась, а выросшие снежные обочины образовали настоящие пригорки, но не это создавало трудность ребёнку.

Он шёл, опираясь на костыли с металлическими скобами, медленно и упорно передвигаясь к цели. Ему мешал ветер. Злой шутник рвал тело мальчугана, уклонял от заданного направления, отбирал силы, и ноги парнишки, как послушные травинки, подчинялись воле стихии – вставали не туда, не так, казалось, что их вовсе и не было, так – пустые штанишки и чужие ботинки.

Водители терпеливо ждали, пока мальчик пройдёт: не сигналили, не выражали нетерпение словами, мимикой, но и помочь никто не спешил.

На моё предложение: «Тебе помочь?» услышала: «Я сам!».

Он сам пройдёт любой трудный путь, не рассчитывая ни на кого. Я поняла, почему его не сопровождают родители в школу – ему жить!

Мои уроки должны стать больше, чем уроки математики, они должны стать уроками ЖИЗНИ, тогда мои ученики скажут: «Я сам!».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar