Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Август » 31

Молодёжный абсентеизм: сущность и пути преодоления

Е.Дугарова, студентка 2 курса театрального отделения
Научный руководитель: канд культурологии Антонова Любовь Егоровна
ГАПОУ СПО Республики Бурятия «Колледж искусств им. П.И. Чайковского»

Проблема абсентеизма принадлежит к тем проблемам социологического познания, которая на протяжении последних десятилетий находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных социологов, политологов, педагогов, исследующих процессы, протекающие в политической сфере жизни общества. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, среди которых, прежде всего, необходимо назвать три основные.

Во-первых, для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма.

Во-вторых, как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Абсентеизм стал своеобразной «визитной карточкой» новейшего времени.

В третьих, нет необходимости доказывать тот факт, что политический деятель, не получивший поддержки большей части населения не может рассматриваться как носитель законной власти, что обычно ведет к дестабилизации социального организма, порождает многочисленные кризисные явления.

Электоральный абсентеизм - это сложное и многомерное явление, его проявления, причины и последствия нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, рост абсентеизма свидетельствует о нестабильности политической системы, снижении легитимности политической власти, недоверии людей к властным институтам, имитационном представительстве интересов в органах в власти. Значительное число абсентеистов может являться признаком неэффективности российских политических институтов, отсутствии «прозрачности» в деятельности государства, низком уровне политической конкуренции.

Исследования политической активности населения показывают, что гражданское общество в России пока не сформировалось, а социальная, в том числе и политическая, активность граждан находится на относительно низком уровне. Выборы являются самой массовой формой участия населения в политике и управлении. Вместе с тем, население рассматривает участие в выборах не столько как канал вовлечения в выработку и принятие управленческих решений или как инструмент диалога с властью по согласованию интересов и курсов политики, а скорее как способ выразить свою поддержку или протест властям и политикам. Отсюда и высокий потенциал абсентеистского типа поведения, а также протестного голосования на выборах.

Напомним, что абсентеизм является формой политического поведения - совокупности реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.
Другой формой политического поведения является политическое участие. К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

В обществе, в котором не удовлетворяются самые первичные потребности индивидов, политическое поведение и участие определяется отнюдь не стремлением воплотить свои ценности и интересы, достичь каких-либо гуманных целей, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и потребностью в социальной и правовой защищенности. Так, например, в России социологи фиксируют наибольшую озабоченность населения низким уровнем жизни и проблемами безопасности. Соответственно, и включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью, которые отражают неудовлетворенность двух низших потребностей.

Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей влияет множество факторов (пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации и др.), но существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так, мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах. Образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия в избирательном процессе. Лица в возрасте от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-либо организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей.

Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям. Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм.В науке конституционного права это термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме; неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования.

Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

В противоположность политическому участию, абсентеизм означает полную утрату интереса к деятельности политической системы, политическим нормам и, соответственно, полное устранение от участия в политической жизни. К причинам, обусловливающим абсентеизм, относятся ресоциализация, утрата доверия к традиционным политическим институтам, нормам и ценностям, крайне высокой или крайне низкой степенью удовлетворенности личных интересов.
Абсентеизм-оборотная сторона права избирателя на добровольное участие в выборах. Как правило, абсентеизм приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.
Это явление свойственно практически всем странам, где проводятся свободные выборы на общенациональном, региональном и местном уровнях. Во второй половине XX в. абсентеизм на общенациональных выборах в западноевропейских странах колебался примерно в пределах 25—30% от численности избирательного корпуса, а иногда еще выше. Традиционно высок абсентеизм в США (свыше 40%). Как правило, активность избирателей на президентских выборах несколько выше, чем на парламентских, а на последних неучастие возрастает во втором туре, поскольку многие из тех избирателей, чьи кандидаты не прошли в первом туре, теряют интерес к выборам. Существующее в некоторых странах правило обязательного голосования большого эффекта не дает.
Наиболее значимые причины абсентеизма — низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него (пассивный абсентеизм). В меньшей степени абсентеизм — результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п. (активный абсентеизм). На уровне абсентеизма может сказаться плохая организация избирательной кампании, неудачно выбранный день для целях его преодоления используются методы негативного (установление штрафных голосования и даже плохая погода. Наименьший уровень абсентеизма характерен для декоративных выборов и плебисцитов, проводимых диктаторскими, авторитарными режимами: избиратели опасаются неблагоприятных политических последствий неявки на избирательные пункты, а власти достаточно жестко контролируют избирательный процесс.

Политический абсентеизм не означает полного выключения человека из поля политических властных отношений, т.к. он, как правило, остаётся законопослушным гражданином. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать своё мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить своё.
Однозначной оценки абсентеизма нет. С одной стороны, он свидетельствует, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - он является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям. Абсентеизм следует отличать от сознательно занимаемой позиции неучастия в выборах, политической жизни в знак протеста против действий властей.

К причинам, обусловливающим абсентеизм, относятся: доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования. Поэтому актуальной является проблема повышения политической культуры личности, в первую очередь, молодого человека. Тем боле, что политическая культура - компонент общей человеческой культуры.

Элементы политической культуры:
• наличие определенного уровня знаний о политике;
• умение давать самостоятельную оценку событиям;
• способность участвовать в политической деятельности;
• умение управлять эмоциональной стороной политических действий
Компоненты демократической политической культуры:
• Понимание роли политических действий в решении важнейших задач общественного развития, оценка политики как неотъемлемой составной части жизни общества.
• Устойчивая мотивация политического действия гражданина (член партии, депутат, избиратель, участник референдума).
• Система взглядов, которая позволяет гражданину участвовать в управлении государством, свободно выражать мысли, мнения, желания, позиции.
Успешная реализация демократических ценностных ориентаций во многом зависит также от наличия таких качеств личности, как:
• критичность
• инициативность
• творчество
• гуманистичность
• миролюбие
• честность
• справедливость
• толерантность
• гражданская ответственность

Деятельность Клуба молодого избирателя Колледжа искусств им. Чайковского реализуется как форма повышения правовой культуры молодёжи и преодоления абсентеизма
Основной целью Клуба является консолидация студенчества КИ для повышения политической и правовой грамотности, применения приобретённых знаний в практической и профессиональной деятельности.

Кроме этого, Клуб реализует следующие цели:
• Активизация общественной деятельности студентов КИ;
• Поддержка УИРС и НИРС;
• Организация и развитие связей с образовательными, научными, студенческими, молодёжными и государственными организациями и учреждениями Г.Улан-Удэ и Республики Бурятия;
• Проведение научных семинаров, конференций, диспутов по проблемам избирательного права;
• Сбор и анализ правовой информации, представляющей общественный интерес.

Вот уже десять лет активную деятельность по формированию электоральной культуры учащейся молодёжи Клуб осуществляет в Железнодорожном и Советском районах г.Улан-Удэ, является участником и призёром городских, республиканских и региональных форм развития избирательной активности молодёжи
В итоге хотелось бы отметить, что в современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. Но именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов.
Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения, в первую очередь молодёжи, к политике через институализированные формы участия.

Список литературы:
1. Выборы во всем мире: Электоральная свобода и общественный прогресс. Авт. и сост. А. А. Танин-Львов. - М.: Электоральная статистика, 2001. 1112 с.
2. Минникес И.В. Выборы в истории Русского государства XVI-XVII веков: Историко-правовое исследование: Монография / Избирательная комиссия Иркутской области; Институт законодательства и правовой политики; Иркутская областная государственная универсальная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2004. - 217с;
3. Российско-французский семинар: «Выборы в России и Франции: уроки для политической науки». - Париж. 2003 г. // См.; Полис, №1.2004.
4.Фахрутдинова А.З. Электоральное поведение: американские теории и российская практика. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2001. 258с
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar