Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Февраль » 5

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе СПО

Ильвутченкова Наталья Вячеславовна, заместитель директора по учебной работе и МСОУ, преподаватель спецдисциплин, ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж»

В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом. И тем дороже нам наши достижения, чем больше труда мы в них вложили. Также обстоит дело и с теми знаниями, которые получают наши студенты. Потому что прослушанная информация, даже если она очень интересна, может не оставить никакого следа ни в умах, ни в душах студентов. То, что они получили в готовом виде, может быстро «выветриться» у них из головы. А те знания, которые студенты добывали сами с помощью различных видов учебной деятельности, которые применяли на практике, как бы «примеряли» на себя, будут сопровождать их всю жизнь.

И мои студенты не получают готовых знаний, а добывают их своим умом, усердием, любознательностью. Глубоко убеждена, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания студента и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих занятиях стремлюсь использовать различные виды самостоятельной деятельности студентов: решение проблемных ситуаций, практические работы, творческие задания, деловые и ролевые игры, дискуссии, исследования, практикумы, диспуты и т.д.

Теперь хотелось бы рассказать, как осуществляется обучение в деятельности на моих занятиях. Создавая проблемную ситуацию и предлагая студентам найти выход из нее, стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт студента. Таких проблемных заданий на занятиях экономики может быть много.

Например: проблема "лишних", свободных денег.
Еще великий Шекспир предупреждал: "Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет".
Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, при изучении темы «Ценные бумаги». Рассказывая студентам о таком виде ценных бумаг, как акция, знакомлю студентов с тем, что такое АО, какие виды акций существуют, каковы преимущества того или иного вида акций. Затем предлагаю проблему: «Представьте, что вы решили стать акционером, какой-либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?» Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. Студентам дается время для оценки всех возможных последствий и принятия решения.

Студенты после бурных споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам:
1. Надо покупать акции всех видов и простые, и привилегированные.
2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.

Таким образом, студенты самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Остается лишь привести им его формулировку, как совет на все случаи жизни. Ведь этот совет хорош, прежде всего, тем, что любой человек, как бы он ни был далек от экономических вопросов, задумываясь о вложении своих денег, вспомнит его и примет правильное решение, т.е. знания, полученные на таком занятие, могут пригодиться моим студентам в их будущей самостоятельной жизни.

Особенно это проявляется в деловой и ролевой игре. Ролевая игра дает уникальную возможность представить себя в различных жизненных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Это очень ценно на занятиях по такой дисциплине как «Аудит». Для выполнения этой работы студенты делятся на две группы. Одна группа представляет себя руководителями. Используя различные методы управления, они должны достичь главной цели - получить от своих подчиненных максимальную отдачу. С позиции своей роли они оценивают плюсы и минусы использования каждого метода и решают, достигается ли при этом максимальный результат. Другая группа должна представить себя в роли рядового сотрудника. Студенты из первой группы демонстрируют, как они будут применять тот или иной метод, а студенты из второй группы должны оценить на себе действие применяемых «руководством» методов.

Проделав эту работу, студенты замечают, что каждый метод имеет и свои «плюсы», и свои «минусы». Возникает вопрос: «Какой же метод лучше применять, чтобы достичь оптимальных результатов?». Помогает студентам найти ответ на этот вопрос творческое задание: составьте свое обращение к тому подчиненному, который, по вашему мнению, должен выполнить очень ответственное задание. Какими методами вы воспользуетесь для достижения этой цели? После обдумывания и обсуждения студенты приходят к следующему выводу: - надо использовать все методы управления для достижения максимального результата.

Выполняя это задание, студенты использовали свой личный опыт, знания по другим дисциплинам, таким, например, как: «Экономика», «Обществознание». Затем мы обсуждаем написанное и приходим к выводу, что в деловых отношениях нет места эмоциям, симпатиям и антипатиям. Здесь должны царить спокойствие и деловитость, профессионализм и коммуникабельность.

В рассматриваемых примерах видно, как элементы познавательной игровой поисковой деятельности можно органично вплести в канву занятия. Но и само занятие может быть самостоятельной единицей деятельности, например: поиск или исследование.

Завершая свою статью, еще раз хотелось бы подчеркнуть основную мысль: самостоятельная творческая деятельность студентов в процессе обучения - залог прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того, что интеллектуальные и творческие способности студентов получат свое развитие. Деятельностный подход к обучению помогает формированию прочных знаний и умений, развивает такие качества студентов, как: умение анализировать, самостоятельно делать выводы и обобщения, а игровая деятельность является своего рода тренингом, репетицией жизненных ситуаций и учит студентов самостоятельно и обдуманно принимать решения

Список использованных источников
1. Зорина Г.А. Технологии проведения деловых игр / Знание. - М., 2019. - 430 с.
2. Семенов В. М. Использование средств новых информационных технологий в контролируемой самостоятельной работе студентов // ЭКО. – 2019. - № 10. – С. 4-9.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar