Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Март » 31

Заместитель директора по учебной работе или завуч. Кто он?

Педагог – «вечный ученик своей профессии» (Д. Дьюи). Именно с этих слов мне хочется начать осмысление того, кто же такой завуч, каким он должен быть?

Раньше заместителя директора называли завучем. Вдумаемся в это слово. «Завуч». Слово состоит из двух частей: зав и уч. Можно расшифровать как заведующий учебной частью, а мне больше по душе – ведущий педагогов, учителей. Куда ведущий? Конечно, вперёд! А куда можно вести – только к вершине педагогического мастерства. А для этого сам завуч должен быть Мастером. Посмотрим значение слова « мастер» в словаре. Мастер – специалист, достигший высокого умения, мастерства в какой –либо области. Для того, чтобы достичь высокого мастерства завучу необходимо обладать многими профессиональными качествами.

Каковы же, основные профессиональные качества:
• Умение координировать работу всего коллектива по выполнению государственных образовательных стандартов, направлять усилия коллектива на повышение качества знаний обучающихся и уровня их развития;
• Умение мотивировать педагогов на решение проблемы, оказывать им методическую и организационную помощь в раскрытии их творческого потенциала;
• Умение проектировать программу развития образовательной организации, разрабатывать образовательную программу;
• Умение готовить информационно-аналитические, дидактические и методические материалы для печати;
• Умение выращивать и выявлять, изучать и обобщать, распространять и внедрять передовой опыт из других учебных заведений;
• Умение обеспечивать здоровый психологический микроклимат в коллективе, создавать коллектив единомышленников, поддерживать определённый уровень культуры взаимоотношений;
• Высокая культура общения, справедливость во взаимоотношениях с коллегами, объективность, честность в оценке результатов их труда.

Вы скажите, что это не под силу одному человеку! Согласна, одному нет. Но ведь завуч не один, у него целая команда единомышленников – преподавателей. В работе завуча важна командность. Не перекидываться с коллегами должностными обязанностями, а наоборот. Быть готовыми подменить друг друга в случае необходимости, помочь друг другу. Связующим звеном в формировании команды может стать организация работы педагогов над единой методической темой. Начинать работу по формированию профессионального педагогического коллектива необходимо, прежде всего, с анализа уровня профессионализма каждого педагога: определение сильных и слабых сторон профессиональной деятельности, выявление передового педагогического опыта и проблемных зон. Педагогический коллектив нашего колледжа разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Суть управления состоит в создании условий для профессионального и личностного саморазвития. Управлять – значит четко и зримо реализовать требуемый тип методического процесса. В нашем случае речь идет об оптимальном, личностно-развивающем процессе, который успешно реализуется в нашем колледже. Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от педагога-дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.

Чтобы справиться с этой задачей, считаю, что завуч должен быть творческим человеком и показывать личный пример во всём. Часто, давая оценку человеку, мы говорим, что он - личность творческая. При этом каждый сам для себя определяет данное понятие и вкладывает в него необходимое содержание. Для одного творчество – это стремление окружить себя, свой быт красотой в самых разных проявлениях, для другого – это не творчество, ведь для него творчество – исключительно произведения профессионального искусства. Любая из точек зрения имеет право на существование. Но есть специальности, представители которых обязательно должны быть людьми творческими, должны постоянно работать над собой, развивая те или иные творческие способности. К их числу, безусловно, относится и профессия педагога. Развитие творческой активности педагогов – важная задача, которая стоит перед заместителем директора, а как чаще всего говорят - завучем.

Таким образом, заместитель директора на современном этапе, являясь менеджером по управлению процессом формирования профессиональной компетентности педагога, должен грамотно осуществлять организационно-управленческую и научно-методическую деятельность по повышению профессионализма педагогов. Это очень трудная и ответственная задача и для её решения нужно находиться в постоянном поиске путей совершенствования собственной деятельности. Мне кажется, что, если перефразируем слова Д. Дьюи: Завуч – «вечный ученик своей профессии», то мы точно определим, кто же такой завуч?

Ильвутченкова Наталья Вячеславовна, заместитель директора по учебной работе, ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar