Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Апрель » 14

Применение эффективной лекции на уроках истории в системе среднего профессионального образования

Ильвутченков Сергей Иванович, преподаватель истории
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж»

Направления развития исторического образования в России в основном обусловлено современными потребностями в образовании со стороны государства. Согласно требования ФГОС государство задаёт к системам среднего профессионального образования конкретные цели – это «воспитание и обучение специалиста, обладающего компетентностном подходом в решении профессиональных задач, а также разбирающегося в глобальных процессах современного мира» [5,c.4]. Естественно, профессиональное образование – это не статичная система, она продиктована современными реалиями общества, и тем динамична.

Приоритет современного педагогического сообщества — это способность гибко реагировать на запросы личности, потребности государства и мира в целом. В последнее время популярно говорить о педагогическом менеджменте, таким образом мы подразумеваем предоставление услуг, которые исходят от заказчика и которые отражаются в соответствии с продуктивностью работы педагога на его заработной плате.

Преподаватель гуманитарных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях, особенно технического профиля, сталкивается с ситуацией незаинтересованности студентов в предметах общеобразовательного цикла, основанием чего можно считаться неудовлетворительное обучение в школе по данным предметам. Поскольку образовательный процесс в системе СПО отличается от школьного, здесь обучающийся за учебный год обязан усвоить программу, приравненную к двум старшим ступеням среднего образования, объем учебного материала на него возлагается в два раза больше. В связи с большим объемом материала одной из популярных методик обучения является лекционная работа.

Лекция – это метод сообщения новых знаний, её отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу [1,c.52]. Великий русский историк В.О. Ключевский однажды сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь» [2,c.36]. Чем ярче педагог представит материал, в зависимости от его ораторских способностей, насколько содержателен будет его рассказ, зависит интерес со стороны аудитории.

Однако, стоит иметь ввиду, что лекция в среднем профессиональном учебном заведении на первых курсах отличается от подобных занятий уровня высшего профессионального образования, где лекция, по мнению В.А. Сластенина, «представляется экономичным способом передачи информации от преподавателя к аудитории» [3,c.205].

Прежде всего, лекции по истории сугубо в традиционной форме не должны проводиться на первом курсе, это объясняется возрастными характеристиками обучающихся, не способных в течение академического часа усваивать новый материал, к тому же, научный подход при изучении какого-либо исторического события, также не возможен к применению учениками, у которых, зачастую, отсутствуют навыки системного мышления, выявления причинно-следственных связей, а также базы исторических знаний.

Поэтому при работе с аудиторией педагог должен включать в лекцию: элементы беседы, контроль за ведением конспекта студентами, устную и письменную проверку освоенного материала в конце лекции. В связи с этим преподаватель в среднем профессиональном учебном заведении сталкивается с проблемой выбора наиболее качественной и продуктивной формы лекционной работы.

Одной из популярных технологий в современной дидактике является технология критического мышления через чтение и письмо. Данная технология предлагает аналог лекционной работе – Эффективную лекцию. В педагогической литературе США эта стратегия носит название «продвинутая лекция», её авторы – Р. Джонсон, Д. Джонсон и Дж. Смит. Согласно этому приему учебная лекция делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержание – рефлексия.

На стадии вызова осуществляется подготовительный этап к новому материалу (технология предлагает различные методы: список известной информации, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т.д.), на стадии осмысления содержания идет работа с новым учебным материалом и рефлексия – это подведение итогов [4,c.65-67]. Технология предлагает различные приёмы, характерные для каждой из стадий.

Изучение истории обучающимися, которые не воспринимали может быть раньше этот предмет всерьез, должно строится из эмоционально-нравственных основаниях, история должна возбуждать душу подрастающего человека, должна воспитывать в нем чувство прекрасного, радость за прошлое и настоящее своей страны, призывать к почтению традиций своей Родины. Именно нравственность и интерес к прошлому побуждают человека к саморазвитию, плоды которого приведут человека к самореализации не только профессиональной, но и личностной.

Благодаря тому, что дала отечественная история и культура, и насколько педагог способен представить это обучающимся зависит уровень воспитанности и гражданственности современного поколения. Педагог в построении эффективной лекции на уроках истории должен побуждать к изучению истории также и по средствам наглядности.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает созданию образа определенной исторической эпохи, способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию учебного материала. При изучении определенной темы необходимо, по возможности, показывать связи истории и культуры, истории и обычного человека, истории и технологии и т.д.

Подобный подход к построению лекционной работы мы представляем по теме: «Человек как носитель культуры своего народа». Урок, предназначенный для II курса СПО.

Цель – рассмотреть основания современной культуры и её исторические причины.
Задачи:
Образовательная:
а) познакомиться с содержанием понятий: «массовая культура», «вестернизация», «постмодернизм», «перформанс»;
б) определить достижения и проблемы культуры России в конце XX – начале XXI вв.
Развивающая:
а) способствовать формированию аналитических навыков работы с учебным материалом;
б) продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи (историческая действительность – развитие культуры).
Воспитательная: способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма, нравственности, эстетического идеала.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: «эффективная лекция».

На стадии «вызова»:
Видеофрагмент клипа В. Цоя на композицию «Перемен».
Вопросы учителя и совместная формулировка целей урока.
Анализ фотоматериалов и проверка на остаточные знания по пройденным темам.

На стадии «содержание материала»:
Заполнение бортового журнала «Влияние перемен на развитие российской культуры» (Предположения – Новая информация).
Лекция учителя о видах искусства 1990-х годов с опорой на слайды, с изображением картин, фотографий. Конспектирование материала учениками.

На стадии «рефлексии»:
Проблемные вопросы учителя аудитории: «Кто он современный человек, каковы его ценности?», «Российское общество чего лишилось и что приобрело?». Просмотр фрагмента фильма «Брат» и «Брат 2», просмотр социального ролика первого канала «Дима, помаши рукой маме».

Анализ бортового журнала по новому материалу.
В качестве итоговой рефлексии предлагается задание по написанию эссе «Социальный и культурный портрет советского и современного молодого человека». Это задание выступает также и в роли домашнего задания. Деление лекционного материала на три блока: стадию вызова, усвоения материала и рефлексию, дало возможность активизировать внимание учащихся при работе с большим теоретическим материалом. Учащиеся с интересом принимали участие в обсуждении учебного материала, а применение наглядного материала (видеоролики, слайды, фотографии) побудили обучающихся к созданию образа определенной исторической эпохи.

Домашнее задание носило творческий характер:
1. Написать эссе «Социальный и культурный портрет советского и современного молодого человека».
2. Подбор и сравнительная характеристика фотоматериалов советского периода и периода 2000-х годов, с целью показать, как менялся менталитет русского человека.

Резюмируя, проведенный урок, хотелось бы сказать следующее: с точки зрения организационной части урок был успешен, потому что удалось реализовать планируемые задачи. По ходу лекционного занятия наблюдалась высокая степень активности обучающихся, студенты с интересом принимали участие в обсуждении проблемных вопросов, в анализе современных элементов культуры (живопись, кино, музыка). Деление урока на три стадии видится уместным в образовательном процессе, поскольку каждой стадии сопутствует определенный прием обучения, позволяющий активизировать работу студентов с образовательным материалом. Недостатки в том, что учащиеся не обладали иногда достаточным знанием для сопоставления новой темы с ранее изученным материалом. Следует отметить также слабую базу знаний у обучающихся о культурных памятниках, стилях изобразительного искусства, направлениях современной культуры.

Литература
Осмоловская И.М. Словесные методы обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 172 с.
Ключевский В.О. Письма, дневники, афоризмы и мысли об истории. - М: Изд-во "Наука", 1968. – 153 с.
Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2006. – 368 c.
Развитие критического мышления на уроке /С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Уроки истории: думаем, спорим, размышляем /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar