Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Виктория Копылова: «Просвещение» всегда брало на себя ответственность и решало самые сложные проблемы»

Виктория Копылова: «Просвещение» всегда брало на себя ответственность и решало самые сложные проблемы»

Поделитесь новостью
Новости Просвещения






Исторически так сложилось, что многие проекты в сфере образования реализуются без оглядки на получение прибыли, а просто потому, что это важно для развития страны и общества. О некоторых подобных проектах мы поговорили с вице-президентом по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение» Викторией Копыловой.

— Виктория Викторовна, недавно вы говорили, что планируете открыть онлайн-университет для родителей, целью которого станет возрождение социальной целостности семей. Это связано с проникновением в повседневную частную жизнь социальных сетей и отстранением детей от жизни их родителей. Можно ли в связи с этим говорить о некоей социальной ответственности группы компаний, в которой вы работаете?

— Задачу нашего родительского университета мы формулировали немного по-другому. Проблема разрыва поколений сейчас видна, как говорится, невооруженным глазом. Она заключается в том, что, с одной стороны, по своим психофизическим особенностям развития дети превзошли своих родителей во многих вопросах. С другой стороны, родители не понимают, что дети во многих аспектах жизни наивны и их отношение к авторитетам не такое, каким оно было у них самих. Поэтому мы намерены объяснять родителям специфику современных детей, а также то, как поменялась школа, как изменились учебники, как помочь ребенку выполнять домашние задания, критично относиться к мнению тех, кто по другую сторону экрана компьютера.
Я все проверяю на своих молодых коллегах. Говорю им: «Ребята, а вас что волнует? Чего вы хотите?» Они говорят: «Виктория Викторовна, очень хочется прийти с работы, а к тебе подходит ребенок с электронным дневником и выполненным домашним заданием». Ребята, но это же сказка! Сказок не бывает!
Современные дети менее психически устойчивы, чем мы в их возрасте, для них важно не родительское мнение, а мнение сверстников в интернете. В 2001 году, когда я писала свою диссертацию по старшим подросткам, семиклассникам было более интересно мнение окружающих, своего круга детей, чем мнение родителей. Сегодня такая тенденция наблюдается на уровне начальной школы. Дети спрашивают совета не у родителей, а у сети. Быть может, еще и поэтому мы слышим о большом количестве трагических историй, связанных с различными группами в соцсетях.
Поэтому так важно объяснять детям, в частности, что тот, кто в сети скрывается за приятным образом, может быть совершенно иным в реальности. Группа компаний «Просвещение» сотрудничают сейчас с «Лабораторией Касперского», и в учебниках информатики мы будем публиковать советы с пометкой «Касперский рекомендует», выпускать специальные пособия по безопасности в сети.

— Насколько родители сейчас понимают, на ваш взгляд, необходимость участия в таких программах, необходимость пойти в такой университет?

— Мы понимаем, что сегодня есть запрос на получение разъяснительной информации в видеоформате. Мы хотим родителям объяснить элементарные вещи, касающиеся процесса обучения. Например, как ребенка готовить к диктанту? А как с ним готовить пересказ текста? А что ему говорить, когда его начинают травить в школе? Кстати говоря, исследование «Лаборатории Касперского», которое мы будем демонстрировать вместе с ними на форуме «Город образования 2018» в конце августа, свидетельствует о том, что травля в сети страшнее, чем травля в жизни.

— Проект родительского университета ориентирован на задачи, поставленные государством?

— Да, конечно. Министерство просвещения сейчас уделяет большое внимание вопросу просвещения родителей детей. Осенью прошлого года я дала себе слово, что мы запустим программу к 1 сентября. Но теперь решили к 15 сентября, когда родители немножко придут в себя, сходят на первые родительские собрания. Вот тогда и мы начнем нашу работу.
Я теперь все время цитирую Ольгу Юрьевну Васильеву, министра просвещения, которая на совещании в Сочи в июне 2018 года сказала: «Мы должны вернуть родителю и ребенку понимание того, что школа — это теплый дом». Это первый посыл, который мы полностью поддерживаем.

— Тем не менее, несмотря на внимание государства к этой проблеме, получается, что вы не претендуете ни на господдержку, ни на получение дополнительной прибыли от данного проекта?


— Мы занимаемся социальными проектами потому, что осознаем ответственность за ряд важных направлений развития образования в нашей стране. Например, у «Просвещения» уже более 30 лет есть подразделение в Санкт-Петербурге, которое занимается выпуском учебников для малых народов, проживающих на территории Российской Федерации, а также для детей с особенностями развития. С коммерческой точки зрения такие проекты нерентабельны, однако мы понимаем, что никто, кроме нас, их не реализует.
Социально ориентированный подход — часть нашего исторического наследия. Издательство всегда брало на себя ответственность и решало самые сложные проблемы.

— Что вы делаете в области разработки методик инклюзивного образования? Какие перспективные планы есть в этом направлении?

— Мы уделяем этому направлению много внимания. Очень важно помочь учителям научиться сотрудничать с детьми с особенностями развития, выстраивать отношения внутри класса и вне его. Причем запрос идет как со стороны руководства регионов нашей страны, так и со стороны родителей и учителей. Для помощи им мы привлекаем в качестве авторов и консультантов наиболее опытных и известных специалистов.
Поставка оборудования для детей по программе «Доступная среда» — это сейчас тоже важное направление работы, которым занимается одно из наших подразделений.

— Как вы думаете, когда мы сможем приблизиться к лучшим мировым стандартам в области инклюзивного образования?

— Я вижу, что со стороны многих регионов — и губернаторов, и министров образования — есть большое стремление как можно быстрее это сделать. Того же желает и руководство Москвы. В рейтинге московских школ, например, есть пункты о создании доступной среды и эффективности обучения детей с ограниченными возможностями.

— У социальной ответственности есть две стороны — внешняя и внутренняя. О внешней мы с вами пусть коротко, но поговорили. Не могли бы вы рассказать о проектах, направленных на развитие собственных сотрудников?


— Для нас поддержка сотрудников — это, с одной стороны, повышение их профессионального уровня. С другой стороны, «Просвещение» предоставляет всем сотрудникам определенный социальный пакет, который гарантирует стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Что касается развития работников, в качестве дополнительного бонуса мы предоставляем им возможность обучения в ведущих российских и международных бизнес-школах. Многие блестяще защитили магистратуру по специальности «Книжное дело». Кроме того, мы устраиваем тренинги для сотрудников в так называемом утреннем университете и всерьез задумываемся о собственном корпоративном университете. Пришло понимание, что, как и многим крупным структурам, кадры нам нужно готовить целиком самим. И это не вина тех, кто устраивается на работу в «Просвещение». Это требование времени.

Справка
Виктория Копылова, вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение». Автор более 300 научных и научно-методических работ. Участвовала в разработке и реализации федеральных целевых программ в области образования, государственных стандартов образования.

Группа компаний «Просвещение» сегодня — это многопрофильная компания, вышедшая за рамки издательской деятельности и развивающаяся как образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов и многое другое.
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar