Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Формирование национальной толерантности как основа профилактики экстремизма в молодежной среде

Формирование национальной толерантности как основа профилактики  экстремизма в молодежной среде

Ткачова Наталья Валерьевна Проифль пользователя


Согласие между людьми, разными народами - это самое драгоценное
и сейчас самое необходимое для человечества
Д.С. Лихачев

Новое учебное полугодие наш техникум начал открытым обсуждением в педагогической среде темы экстремизма. Так, 13 января прошло тематическое производственное совещание «Терроризм и экстремизм в молодежной среде». Необходимость поговорить на эту актуальную тему была продиктована политическими событиями, происходившими в декабре 2014 года и январе 2015 года на территории Европы и Украины. В докладе заместителя директора УВР Семеновой Марианны Афанасьевны прозвучало сообщение о том, что именно молодежь в возрасте от 20 до 30 лет, как самый чувствительный элемент влияния социальной среды, на 80% составляет любую экстремистскую группировку. В общей теоретической части так же были сообщены основные направления, виды и формы экстремизма, распространившиеся по всему миру.

Национальный экстремизм, как наиболее часто встречающаяся форма террористической деятельности, послужил основой для размышления в данной статье. Мы живем в многонациональной республике. Якутия один из наиболее неконфликтных и гармоничных в политическом отношении регион России. Подтверждением тому служит отсутствие экстремистских националистических организаций, конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве. По мнению социолога Л.Дробижевой, Якутия характеризуется как регион с позитивным сознанием без крайних проявлений национализма. Тогда откуда возникают распри, обвинения, угрозы, недопонимания одной нации другой нацией в другом мире? Почему одна нация враждебна к другой? Когда рождаются ростки экстремизма и как это можно предотвратить? Всё это вопросы психологического характера, все они касаются национальной толерантности.

Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Впрочем, одно без другого в образовании не может существовать. Национальная толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих на развитие межличностных отношений, представляется наиболее актуальной задачей для воспитания подростков. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». Предлагаю понимать национальный экстремизм именно так – «уничтожение человеческого в человеке».

Приведу один интересный факт. Перечитывая точки зрения ученых относительно понятия «нация», столкнулась с тем, что по утверждению политолога В.С.Малахова под словом «нация» в эпоху средневековья и первые века Нового времени понимали одну только высшую светскую и духовную часть общества, в соответствии с латинским определением «nation» - происхождение, сословие, каста. Т.е. некоторое превосходство одних людей над другими было скрыто в самом определении. Это спустя много веков мы научились понимать, что нация – это культурно-этническое понятие и происхождение каждой нации опосредовано его историей. Толерантность рождается там, где есть уважение, принятие и понимание культуры и истории другого этноса.

Этническая (в нашем контексте «национальная») толерантность учеными-педагогами определяется как «социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этонофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни». (В.Н.Гуров). Отмечу только, что «этнофор» – это человек в условиях полиэтнического общества, представитель какой-либо этнической группы. Ключевыми в этом определении, на мой взгляд, являются два слова «уважение» и «понимание».

Мы живем в многонациональном социуме одного отдельно взятого образовательного учреждения, где в качестве студентов, преподавателей, сотрудников можно встретить такие этносы как: якуты, русские, украинцы, татары, азербайджанцы, эвенки, таджики, алтайцы, казахи, башкиры, казахи и другие. Живем, работаем, общаемся, учимся, ссоримся и миримся, и воспитываем, не обращая внимания на национальность, не задумываясь о том, что нас могут не понять и не принять. Уважение к собеседнику любого возраста – основа для воспитания толерантности, уважение к собеседнику любого этноса – основа для воспитания национальной толерантности. Само по себе уважение уже является отличной профилактикой распрей на межнациональной или любой другой основе. Уважать – это значит понимать и принимать ценность другого человека, уважать его жизненный опыт и его мировоззрение. В одном общежитии ГБПОУ РС (Я) бок об бок проживают студенты всех национальностей, понимая и принимая культурные особенности, нравы другой нации.

Порой возникают ссоры между студентами, стычки и даже случаются драки, как в любом другом подростковом коллективе, однако, причины их далеки от национального экстремизма.
Педагогические работники техникума хорошо понимают, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать понимание и принятие специфики культурных ценностей других этнических коллективов. Так происходит формирование национальной толерантности. Она привносится в отношения исподволь, слегка, без насилия и, тем более, без фанатизма. Стоит отметить замечательную межнациональную ассамблею, которая прошла в форме фестиваля народностей на территории техникума в октябре 2014 года. Об этом подробно сообщалось на сайте техникуме http://gou-spo-mit.ru. Индивидуальные беседы, кураторские часы опосредовано формируют среду терпимости и национальной толерантности. Спортивные секции бокса, борьбы и карате также помогают реализовать отрицательную накопившуюся энергию в спортивном зале, в справедливом поединке с напарником по спаррингу.

Принцип народности в профессиональной деятельности педагогов-классиков известен много веков. Я.Каменский, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко. Прислушайтесь к тому, как актуально звучит сегодня мысль А.С.Макаренко, написанная в прошлом веке. Несмотря на то, что в новых условиях «русские, украинцы, белорусы, все иные народности, приобрели новые качества характера, новые качества личности, новые качества поведения», главным достоинством, главным качеством гражданина является единство, из которого возникает новая духовная общность людей: «100 народов, 100 языков, русский, якут, грузин - как можно примирить эту массу, которую царь держал железным обручем. А у нас обруч - это уважение, это наш гуманизм, подобного история никогда, конечно, не видела». Педагог-психолог ГБПОУ РС (Я) «СИТ»
Ананьева Наталья Федоровна
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar