Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Памяти нужно дать возможность развиваться, чтобы быть успешным студентом.

Памяти нужно дать возможность развиваться, чтобы быть успешным студентом.

Ткачова Наталья Валерьевна Проифль пользователя
Памяти нужно дать возможность развиваться, чтобы быть успешным студентом.



"Память слабеет, если ее не упражняешь..."
Цицерон


Столкнувшись на этой неделе с проблемой запоминания, считаю необходимым поговорить о памяти, ее особенностях и правилах ее развития. Скоро «День Студента» – профессиональный праздник наших обучающихся в ГБПОУ РС (Я) «СИТ».
Быть успешным, быть грамотным, быть уверенным в себе, быть умным, быть профессионалом своего дела, наконец, конечно же нам помогает память! Только представьте себе на одну минуту человека, лишенного этой способности. Человек с богатым миром чувств, эмоций, восприятием, но без памяти. Это значит, - жизнь без жизненного опыта. Велика ли ценность такой жизни, если каждую новую секунду надо проходить пройденное, понимать понятое и т.д.? Обычный День Сурка, как в одноименном американском фильме. Жизнь в состоянии новорожденного. Жизнь в состоянии Но это крайности! Часто в жизни мы сталкиваемся с другим, когда не можем в нужный момент вспомнить то, что казалось бы еще вчера знали «на зубок». Особенно часто это бывает на экзаменах, или у доски на обычном уроке. Почему так бывает. Попробуем это понять и исправить.

Память подводит нас часто в эмоционально перегруженные моменты жизни, тогда когда включены эмоциональные составляющие личности: мы сильно переволновались, испугались, влюбились или впали в ступор от всех этих причин одновременно. В этом состоянии наш организм включает защитные механизмы, отключающие когнитивные процессы. Память к таким и относится, наряду со вниманием, восприятием, речью и др. Вспомним предыдущие статьи психолога, рекомендации по предотвращению таких состояний, вздохнем поглубже, наберем в рот воды и медленными глотками выпьем, переключим внимание на другое, и вернемся к памяти.
Ученые психологи понимают память как «удивительное свойство человеческого сознания, возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление» (И.В.Дубровина).

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною.
Давно ль оно неслось событий полно,
Волнуяся, как море-океан?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не многих лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно:…
А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или иных связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Чтобы запомнить стихотворение, надо запомнить порядок слов в строке, а без установления связей между слова запомнить невозможно. Вы понимаете, что набор слов запомнить гораздо сложнее, чем связанное смыслом предложение. Такие связи называются ассоциациями. Значит, запомнить что-то с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.
Ученые выделяют несколько видов ассоциаций: по смежности (восприятие или мысль об одном предмете влечет воспоминание о другом предмете, смежном с первым), по сходству (образы предметов, событий вызывают воспоминания о чем-то схожем, но другом предмете или событии) и по контрасту (запоминаются резко различные явления и понятия). Так вот в процессе запоминания и воспроизведения участвуют все виды ассоциаций. Попробуйте выучить какой-то отрывок из электрической механики или гидравлики, пользуясь способом ассоциаций. Должно получиться. Это только один из приемов мнемотехники, о которой более подробно мы поговорим как-нибудь в следующий раз.

Однако, несколько слов об индивидуальных особенностях памяти. С опытом мы сами понимаем, какая из нижеперечисленных видов памяти нам помогает больше других вспомнить и воспроизвести запоминаемое. Двигательная (моторная) память помогает запомнить, если записать услышанное. Зрительная память активизирует зрительный анализатор и помогает лучше запомнить то, что увидел. И, наконец, слуховая память, опирающаяся на слуховой анализатор, позволяет в большей степени запомнить то, что услышано. Почему преподаватели часто просят студентов записывать лекцию, показывая при этом презентацию? В этом случае они правы, - писать надо для того, чтобы задействовать для процесса запоминания все виды памяти.
Кроме этого, продуктивность памяти зависит и от времени суток. Так, эффективность запоминания выше, если информация заучивается прямо перед сном и воспроизводится утром. В течение дня продуктивность памяти меняется: между 8 и 12 часами она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем медленно возрастает.
И, наконец, последнее. Несколько советов.
Не используйте в речи предложения типа «у меня плохая память», «я совсем ничего не помню». Эти предложения имеют разрушительную силу для подсознания, заставляют лениться весь когнитивный аппарат, оправдывая свою лень.
Тренируйте память. Начинайте любое запоминание с фразы «Я это запомню!». Постоянно и регулярно, считая столбы по дороге, дощечки в заборе, запоминая названия улиц и фамилии неизвестных людей. Тренировка поможет в тонусе поддерживать вашу память и ваши умственные способности. Знаю человека, который в свои 76 лет совершает любые операции с двухзначными цифрами только в уме, не зная, что такое калькулятор.
Будьте эмоционально заинтересованы в материале, который пытаетесь запомнить. Придайте сухому теоретическому учебному материалу эмоциональную окрашенность. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось хочется запомнить и наверняка запомнится.
Еще раз поздравляю всех студентов с наступающим праздником Дня студента, желаю быть успешными в учебе и личной жизни и воспользоваться для этого описанными выше приемами развития памяти. Память связывает человека с прошлым и настоящим, обеспечивая его единство. Человеку надо много знать и много помнить, и с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, «напоминалки» в телефоне, фото-конспекты в айфоне, компьютеры помогают человеку помнить, но главное все-таки – это его собственная память.
Педагог-психолог ГБПОУ РС (Я) «СИТ»
Ананьева Наталья Федоровна
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar