☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Интернет-издание » Новости образования » Новости профобразования

Музейные уроки в ГБПОУ РС (Я) "СИТ".
20.02.2015, 17:50
Национальная одежда девушки-саха как часть материальной культуры якутов.
Я этой встречи ожидал годами,
Туйаарыму искал, презрев покой,
С горячими лукавыми глазами
И чистой, словно снегопад, душой.
Николай Чуор.

В рамках проведения декады «День родного языка и письменности» в Светлинском индустриальном техникуме 18 и 19 февраля 2015 года проведены музейные уроки для студентов всех групп на тему: «Воспитание девушки в якутской семье». Интересную, содержательную выставку-показ с описанием национальной одежды невесты для них провела жительница села Сунтар Саввинова Августина Семеновна. Она привезла с собой полный комплект одежды якутской девушки, которую готовили на выдание, начиная с детских игрушек, нижнего белья, повседневной одежды до замужества.
Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями. Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покроях их одежды, в узорах и украшениях.

По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большое значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.
Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей природой, все: и еду, и одежду, и орудия труда они добывали у нее. Поэтому, по их понятиям, в этой бескрайней вселенной наиглавнейшей являлась Природа, затем божества и только потом - Человек. Вот это мировоззрение, свои чувства и мечты воплощали наши предки в узорах, украшениях и домашней утвари. Поэтому одежда народа саха как часть материальной культуры, была неразрывно связана с его верованиями, обрядами, природой, божествами. Для украшения обычно применялись голубой, белый и черный бисер, узоры «ынах» («корова»), «дьураа» («полоски») и лировидные мотивы, медные украшения. Из них шубы с орлом, рогатые головные уборы, высокие меховые шапки, шапки с наушниками, меховые ошейники, женская и мужская верхняя одежда - сон встречаются редко, как музейные экспонаты.

Главной особенностью якутской одежды являлись ее украшения. Больше украшали одежды девушек, невест и женщин. Это, во-первых, поклонение женщине, как Матери. Как сказывается в Олонхо, «Осьмиободной, осьмиокружной Матери изначальной - Земли Хозяйка с начала времен Аан Алахчын Хотун...», якуты почитали ее и понимали, что рождение детей и приумножение народа саха зависит от женщин.

Нерожавшие женщины одевали дьабака задом наперед, обмазывали лицо и ладони маслом и должны были громко смеяться. Той, кто громче всех хохотала, Айыысыт даровал кут (душу) ребенка. Надевание шапки задом наперед объясняется тем, что это является устранением изображения Солнца (туосахта, которая находится в передней части шапки), которое считается «мужчиной». Они не должны были присутствовать при жертвоприношении.
Во-вторых, воспевали красоту девушек, сравнивая ее то со стерхом, то с лебедью. Якуты считали стерха божественной птицей. Охотник, случайно убивший стерха, по древнему ритуалу одевал его в нарядную женскую одежду и вносил его через правое окно жилища, затем клал на стол. Тогда душа птицы смягчалась и прощала охотника. Якуты сравнивали голоса стерхов с голосами девушек, а их движения — с танцами девушек в прекрасных одеяниях.
В-третьих, как признак богатства. Если девушка выходила замуж за жениха из отдаленного улуса, это было большим событием. И приезд нарядной невесты в богатой одежде и украшениях был поводом для возвеличения ее рода. Замужество же за выходца из своего наслега для богачей считалось позором.
В-четвертых, украшения одежды служили для защиты от дурных влияний, злых духов, абаасы. В одежде присутствуют различные бубенчики, колокольчики, натазные украшения, отпугивающие духов, показывающие чистоту девушек. Якуты верили, что звон меди, металла отпугивает нечисть.
В-пятых, украшения как символы поклонения Божествам: Юрюнг Аар Тойону, Айыысыт, Иэйиэхсит, культу животных.

Особо украшается серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими металлическими подвесками, украшенная бисером.
Верхняя одежда и украшения состояли из платья-халадаай, безрукавки, богато украшенные бисером и металлическими бляшками. Поверх безрукавки на невесту надевали легкое пальто - оноолоох сон. Только после этого надевали шубу — бууктаах сон. Поверх шубы надевается обязательное украшение «илин-кэлин кэбиhэр» - нагрудно-наспинное украшение из серебра и пояс из кожи с посеребреными пластинами. К обязательным украшениям относятся и серьги с подвесками, биhилэх — кольцо, бе5ех — браслет, кылдьыы — гривна.

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой-Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. Пробуждение природы, приход лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца — все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, сине-голубой, зеленый и красный цвета.

Древние якуты обладали глубоко философскими взглядами на мир, на верования, и это мировоззрение нравственно очищало и умственно возвышало их - ураанхай саха.
Поэтому необходимо возрождать национальную одежду согласно верованиям наших предков, придерживаясь ритуальных особенностей. Только тогда национальная одежда народа саха сохранится на века и будет гордостью последующих поколений.

Администрация ГБПОУ РС(Я) «Светлинский индустриальный техникум» в лице директора Тарасовой Любови Степановны благодарит Саввинову Августину Семеновну за содержательную, поучительную беседу, за вклад в сохранение и распространение традиций народа саха и желает ей благополучия в семье, успехов в неоценимой творческой работе и главное, крепкого, как якутский алмаз, здоровья!

Руководитель музея,
заместитель директора по заочному обучению ГБПОУ РС (Я) «СИТ»
Варвара Николаевна Дьяконова
Категория: Новости профобразования | Добавил: nahodka
Просмотров: 346 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar