☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Интернет-издание » Новости образования » Новости профобразования

Учебник - это живой организм! Генеральный директор издательства «Юрайт» Надежда Рыбкина о новых трендах на рынке образования
10.03.2016, 17:44
Повышение профессионального уровня, подготовка и переподготовка специалистов в России - одна из первостепенных задач, стоящих перед высшей школой и государством, взявшим курс на импортозамещение, диверсификацию экономики, уход от сырьевой зависимости. Для издательства «Юрайт» создание, издание и популяризация современных учебников для вузов - это и основное направление деятельности, и миссия компании вот уже без малого 20 лет. Сегодня мы говорим с генеральным директором издательства «Юрайт» Надеждой Рыбкиной о новых трендах на рынке образования, об учебниках, электронных и онлайн-курсах как о ключевом элементе в структуре образования, существенно влияющем на весь рынок труда.

- Сейчас кто только не говорит, что образование - ценнейшая инвестиция в будущее. Пожалуй, сегодня уже и не встретишь человека без диплома о высшем образовании. В то же время, работодатели сетуют на нехватку квалифицированных кадров чуть ли не по всем специальностям. В чем причина противоречия?

Есть макропроблема - нашей рыночной экономике еще и 30 лет нет. Не все отрасли легко переживают переход. При этом образование попало под изменение дважды. Сначала в нашей стране изменилась система распределения специалистов: плановая экономика давала расчеты числа бюджетных мест и необходимого числа студентов в высшем и среднем образовании, а после смены строя все было отпущено на «почти» саморегулирование. Старая система невозможна, новая еще не выстроена.

А второе изменение связано общемировой тенденцией, согласно которой образование ждет переход в еще более массовую форму, в связи с новыми возможностями, которые открылись в эпоху Интернета.

Сегодня все страны ищут решения, как реформировать образование. У нас же происходит наложение этих двух тенденций. Причем это происходит на фоне возникшего в начале перестройки феномена - потребности буквально всем иметь диплом о высшем образовании. Он, в частности, породил целую систему «якобы вузов», ставшей кузницей дипломов, а не специалистов. Особенно все это затрагивает «тяжелые» для обучения специальности - технические, инженерные.

И здесь, несомненно, требуется тщательная проработка политики государства и программа поддержки и развития этих направлений подготовки специалистов. Ведь даже неспециалисту очевидно, что никакое импортозамещение невозможно без подготовки и повышения квалификации этих категорий специалистов.

А ведь учебники по этим направлениям практически вымерли, более того, нет коммерческих издательств, в которых получается это направление активно развивать, поскольку спрос на такие учебники мал, а создавать и развивать их дорого и тяжело. В то же время, есть и несомненные достижения.

Особенно в новых направлениях: новое право, новая экономика и даже психология, пришедшая к нам после открытия окна в Европу и Америку, формирование системы образования давалось гораздо легче. Заново создавались новые кафедры, всем нужно было по каким-то учебникам учить и учиться, всем хотелось стать юристами или экономистами.

До сих пор в вузах эти специальности самые востребованные среди абитуриентов.

Специалистов остро не хватало, и вузы от безысходности отправляли своих преподавателей в западные - учиться финансовому менеджменту, маркетингу, психологии, пиару. Те, в свою очередь, писали новые учебники, опираясь как на модель на приобретенные знания, на западные учебники, на опыт взаимодействия с западной системой образования.

Одновременно специалисты согласовывали между собой терминологию на русском языке. Задача издательств, в том числе и нашего, состояла в том, чтобы быстро влиться в этот процесс, подхватить его, по-новому организовав издательский процесс. Те издательства, кто этого не сумел, работали недолго и закрывались.

Эта участь постигла даже гигантов советского периода, например, издательство «Высшая школа». Юрайт же, наоборот, с нуля вышел на этот непростой рынок и сформировал на нем новую нишу.

- Как это связано с совсем новыми трендами, с высокой изменчивостью рынка труда и нормативной базы высшего образования?

Изменчивость создает перед образованием массу сложных задач. Очень быстро меняются стандарты образования, так называемые ФГОСы. Сегодня наше образование живет по ФГОС 3+, а в разработке Министерства образования уже находится ФГОС 4. При этом меняющаяся рыночная ситуация постоянно требует новых профессий, которым необходимо быстро обучать и переобучать.

А ведь для этого вуз должен проделать массу предварительной работы: оценить ситуацию и принять решение, что это долгосрочный тренд; найти специалистов-преподавателей; разработать план обучения; провести всю процедуру согласования и включить его в общую систему обучения в данном вузе.

Кроме того, найти инструменты, помогающие обучить студентов, - учебники, практикумы, задачники, дополнительные материалы.

Для некоторых специальностей необходимо найти площадки для практик, построить лаборатории для обучения практическим навыкам, приобрести приборы, станки и прочий необходимый инструментарий.

Без этого просто невозможно учить качественно и на современном уровне. И опять здесь становится ясно, что вузу гораздо дороже и сложнее учить техническим специальностям, чем, скажем, пиару.

Особо отмечу, что программы повышения квалификации и программы переобучения отличаются друг от друга и от программ основной подготовки при получении первого образования.

Так что и эту работу вузу тоже надо провести. При очень активной работе на весь процесс подготовки у вуза уходит один-два года, не меньше. Еще пара лет уходит на обкатку новой дисциплины реально.

Только после этого вуз может окончательно считать, что он действительно может этой дисциплине учить!

- Но ведь такие изменения происходят постоянно. Получается, что доучиваться придется всем?

- Да! И это надо уже принять как правильный и действительно необходимый путь в жизни.

Наша жизнь меняется так быстро и глубоко, что получив одно образование и одну специальность, нельзя быть уверенным, что этого хватит на всю жизнь, что на пенсию можно будет выйти с той же специальностью в трудовой книжке. Нравится это или нет, но вызовы времени нужно принимать и строить свою образовательную траекторию в соответствии с ними.

Сделать это можно, например, так.

На сегодня, получив качественное фундаментальное первое образование, можно добирать знания и компетенции годичными курсами повышения квалификации или проходя переобучение примерно раз в 7 лет. Если же первое образование было поверхностным, то возможно, надо получать второе фундаментальное образование.

Зачем? Чтобы сформировать определенный тип мышления: технический, экономический, гуманитарный, правовой. И уже к этому образованию можно периодически добавлять короткие (1-2 мес.) дистанционные или очные курсы, чтобы своевременно расширять и корректировать свои компетенции.

- А разве не может эту задачу решить корпоративное образование?

Сейчас некоторые компании-гиганты - Сбербанк, Роснефть, Газпром и некоторые другие создали у себя корпоративные университеты. В них проходят адаптацию новые сотрудники, а те, в ком компания заинтересована, подтягивают здесь новые компетенции, например, управленческие.

Понятно, что это очень ценно для организации и ее сотрудников, да и для всего рынка труда.

Но так же очевидно, что невозможно получить полноценное образование в таком формате, где приглашенные преподаватели читают краткосрочные курсы лекций.

В таком формате вполне можно научиться говорить на языке именно этой компании, понять, как в ней смотрят на какие-то вопросы и как их решают. Это действительно важно, инициатива эта прекрасна, всем бы набраться сил и финансов, чтобы создать свое качественное корпоративное обучение. Любую компанию это сделает эффективнее. Это однозначно. Но, повторюсь, это не высшее образование.

- Молодежи и представителям бизнеса импонируют массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). Платить не надо, учиться можно дистанционно. Да и большого напряжения курсы, как правило, не требуют. Получается идеальное сочетание?

- Интернет - великое открытие, оно таит в себе массу возможностей, и эти возможности пришли в образование. Это радует, наполняет все мировое образовательное сообщество новыми планами, надеждами на повышение мирового образовательного уровня.

Фактически, начался новый виток развития доступности и массовости образования. Одним из феноменов, наиболее ярко иллюстрирующих это утверждение, зачастую считают массовые открытые онлайн-курсы (MOOC).

Однако их не надо переоценивать. Нельзя научиться техническому мышлению, пройдя десяток МООС. Невозможно перевести в онлайн-формат весь курс, который читается в оффлайн-образовании, даже записав и выложив все лекции, все часы преподавателя.

Все-таки для настоящего образования, для формирования компетенции «думать» в своей области, необходимо общаться с живыми людьми-носителями этого знания и опыта, с преподавателями, желательно, влюбленных в свою область. И нужно время для впитывания знаний.

Освоение совсем новой области знания, как ни крути, требует многих часов напряженной работы.

Ничего этого MOOC не дают.

В то же время, MOOC прекрасно подходят для расширения кругозора и повышения культурного уровня, для общего понимания областей, смежных с вашей профессией, для выбора специальности или вуза, для знакомства с дисциплиной перед ее выбором в вузе, для ознакомления с главными терминами и общими законами в предметной области.

Для работодателя, родителя, самого студента, словом, для любого «инвестора», вкладывающего в получение образования значительные ресурсы и ожидающего от них адекватной отдачи, важно понять следующий риск: если есть только набор сертификатов от массы курсов, то, скорее всего, перед вами человек, понабравшийся много чего по верхам.

Но вряд ли у него сложилась целостная система знаний, вряд ли он прошел верную траекторию образования, которая как раз и формирует в человеке фундаментальность, делает его ценным специалистом. Для серьезных проектов такой сотрудник вряд ли сгодится. А если нужен человек, рассуждающий широко, но не вдаваясь в глубину вопроса, если он должен будет не вести проект, а только освещать его, то таких сертификатов вполне достаточно.

Кстати, сегодня, когда вузы и методы преподавания становятся открытыми, МООС очень хорошо подходит для привлечения абитуриентов в вуз, в магистратуру. А для самого абитуриента они дают возможность тщательнее выбрать вуз, ознакомиться с тем, как там преподают.

Это супервозможность, которой не было, когда вуз выбирали прошлые поколения студентов. Конечно, если онлайн-курсы, отражают реальный уровень преподавания в вузе (не всегда это так!).


- А можно все-таки хорошо обучиться дистанционно?

- Да, на базе дистанционных методов можно выучиться хорошо, даже фундаментально. Конечно, это значительно труднее, чем при очном обучении. Нужна очень серьезная мотивация и самоорганизация, не всем это под силу. Лучше получать дистанционное образование в тех вузах, где для этого есть и хорошая методика, и качественные инструменты поддержки именно дистанционного образования.

В первую очередь, это КАЧЕСТВЕННЫЕ полноценные учебники, с полной современной теорией, с практикой ее применения в реальных условиях, с анализом опыта применения, с практикумом, нацеленным на освоение навыков. Важна определенная последовательность изложения, позволяющая, двигаясь по учебному курсу и выполняя практические задания, эффективно накапливать теорию и закреплять знания. Важно общаться с преподавателями и студентами, пусть даже дистанционно, через форумы, вебинары и т.д.

Нужно «налетать часы» в каждой дисциплине. Сейчас вообще наблюдается тренд в так называемую систему «перевернутого класса», которая хорошо согласуется с дистанционным обучением. В обычной схеме лектор вещает у доски, в это время все конспектируют теорию, а дома разбираются с «домашкой».

В «перевернутом классе» все не так. Студент сам прорабатывает теорию по учебнику, который ему дал почитать «тьютор» или «инструктор», так теперь модно называть преподавателей. Потом такие студенты собираются на живую встречу с тьютором и вываливают на него кучу вопросов, самых непонятных, самых нелепых, просят объяснить то, что никак не удается понять. И тьютор делает это для всех в классе. Таким образом и происходит реальное живое обучение. Естественно, для такого обучения надо менять учебники, чтобы в них было больше модульности, чтобы появилось больше интересных тем для вопрошания. Автор такого учебника должен заложить в него провокационные вопросы и материал для размышления, кейсы и ролевые игры в виде практикумов.

Мы именно такие учебники и создаем. Кстати, дистанционное образование и меняет работу издательства.

Мы теперь понимаем, что автор сдает нам рукопись, на которую мы смотрим как на материал, который будем готовить и выпускать как в печатном виде, так и в виде электронного курса и онлайн-курса. И тут очень важно, чтобы электронное- и онлайн-образование развивалось именно на основе методически выверенных, опробованных педагогами учебников. Важно это, потому что сохраняет преемственность подходов и к электронным учебным курсам, и к печатным.

В чем это заключается? Объем материала должен коррелировать с часами преподавания этой дисциплины, учебник не должен быть велик и не должен превратиться в шпаргалку, в нем должен быть отражен необходимый и достаточный набор тем, должна быть выдержана методика погружения в дисциплину. Кроме того, учебник не должен быть просто словарем или монографией, это иной точно определенный жанр со всеми критериями, которые оцениваются при получении рукописи от автора. Тот же подход можно и нужно использовать при создании электронных- и онлайн-курсов. В этом и состоит профессиональный подход, который не дискредитирует перспективные новые возможности для получения образования, захватывающие сейчас сознание мирового образовательного сообщества.

- А как возникает хороший вузовский учебник? Он меняется или существует вне времени? В чем сложности и как они преодолеваются?

- Учебник - это живой организм! Он должен быть современен, поэтому он должен меняться практически каждый год! Каждый год выдаются нобелевские премии, каждый год каждая отрасль знаний серьезно меняется, в связи с научными открытиями, и никто не хочет учиться, усваивая знания «второй свежести». Это очень высокий темп обновлений, особенно если учесть стоящий за ними производственный процесс. Разумеется, он очень сильно повышает себестоимость учебника.

Тем не менее, мы ставим своим авторам задачу менять учебники в соответствии с новыми открытиями, показывать их и объяснять. И это касается не только учебников по какой-то одной-двум дисциплинам. Все учебники надо осовременивать в большей или меньшей степени - в зависимости от масштаба открытий.

Как учебник возникает и как развивается? Здесь я немного загляну в технологию нашего издательства, чтобы можно было почувствовать особенности именно этого вида образовательного контента. Начинается все с маркетингового исследования по тем дисциплинам, которые читаются в вузах. Надо оценить число студентов, в каких вузах и в каких направлениях подготовки есть та или иная дисциплина. Если получается, что у учебника есть коммерческий потенциал, начинается поиск автора.

Первый шаг - это мониторинг преподавателей, читающих нужную дисциплину в вузах, просмотр их публикаций, отзывов студентов, методики преподавания... И становится ясно, что этот преподаватель может написать интересный учебник, выходит на контакт.

Написать хороший учебник - это колоссальный труд на протяжении полугода-года, и не каждому дано писать так же хорошо, как вести живые лекции и семинары. Но если автор берется за него, мы совместно вырабатываем концепцию учебника (теория, практика, практикум, дополнительные материалы) и оформляем договор заказа.

Это старт долгой жизни издательства с автором и с его учебником.

Дальше автор готовит материал, наши методисты смотрят его, дают рекомендации, работа кипит. После окончательного согласования рукописи автор может немножко передохнуть перед следующим этапом, т. к. в это время над рукописью работают редакторы, причем по-настоящему, как положено это делать еще с советских времен. Занимает это от месяца до трех, в зависимости от объема рукописи. Накапливаются вопросы и предложения по улучшениям, и когда автор и редактор находят согласованные ответы, можно считать, что контент практически готов.

И уже через короткое время, необходимое на работу с макетом, готовый учебник попадает в нашу электронную библиотеку biblio-online - еще до того, как напечатан в типографии. Через год мы снова должны пройти вместе с автором подобный путь, когда будем выпускать новое издание. Кстати, если в рукописи первого издания учебника не все идеально, автор начинает готовить переиздание сразу. Проходя эти циклы год за годом, мы вместе с автором «выращиваем» его детище, - учебник, - освежаем его, наполняем все более интересными примерами и задачками.

Одновременно растет известность такого учебника в вузах, все больше вузов принимает его в свой учебный процесс. Чтобы так работать, все договора с авторами мы заключаем на 15 лет, а потом еще и продлеваем. И это дает результаты: у ряда авторов учебники выдержали уже по 10-12 изданий, а у некоторых и больше. Основная сложность - колоссальный авторский труд, который плохо оплачивается, потому что никакая цена учебника и никакие продажи не способны адекватно оплатить время таких специалистов. Поэтому в нашей стране авторы готовят учебники как энтузиасты своего дела, веря в высшее образование. Тиражи учебников для вузов очень небольшие, есть нормы на покупку учебников: 1 учебник на 2 студента (не смешно ли?) и один учебник на 5 лет, а по техническим дисциплинам - на 10 лет! Так что учебники в вузах не так уж и доступны и не так уж свежи. Как мы это преодолеваем? Уговариваем авторов, ищем таких энтузиастов, только и всего. Не все готовы, поэтому не по всем дисциплинам у нас есть качественные и зрелые учебники. Вторая проблема - умирающая профессия редактора для учебников высшего образования. Это должны быть люди с двумя образованиями - филологическим и профильным, по определенным дисциплинам. Таких людей все меньше и меньше. Как мы это преодолеваем? Учим у себя, тяжело и дорого, но нам ничего не остается.

Третья проблема - плагиат. Некоторые авторы считают возможным представить нам материал, скомпилированный из чужих текстов. Но мы в издательстве тщательно проверяем тексты и такие возвращаем авторам. Причем проблема плагиата общеинтернетовская, наш подготовленный с таким трудом учебник сканируют и выкладывают пираты. Боремся, но это очень тяжело: сегодня закрыт один пиратский сайт, а завтра появились десять новых с тем же контентом. Жаль, что нет сознания у этих предпринимателей. Ну и четвертая проблема - ограничения финансов на закупки в вузах. Стараемся делать учебники интереснее, чтобы трудно было их не купить.

- А как возникает хороший вузовский учебник?
- Как мы видели выше, для качественного учебника для вузов неизбежна очень высокая себестоимость процесса подготовки. Причем в каждый момент времени число дисциплин и учебников велико (у нас это около 1700 учебников для 900 дисциплин). А тираж каждого учебника редко доходит до 1000 экз. Для сравнения: тиражи школьных учебников составляют несколько десятков, а иногда и сотни тысяч экземпляров, а дисциплин в школьном образовании в десятки раз меньше. Но наработанная база качественного контента очень помогает «переупаковывать» знания в различные версии учебников и оптимизировать затраты на их подготовку и сопровождение.

Приведу пример. Сегодня по новым стандартам ФГОС 3+ повышается модульность и вариативность дисциплин для подготовки учащегося, плюс вводится прикладной бакалавриат, который должен быть более практикоориентирован. В связи с этим, мы готовим новые учебники на базе имеющегося контента для академического бакалавриата, создаем модули учебников, то есть делим большой курс на модули, который вуз может покупать отдельно и ими более вариативно комплектовать свои учебные программы. Кроме того, на базе написанных и апробированных учебников мы начали создание электронных курсов. Таким образом, наши учебники сегодня получают разную форму и разный размер.

- Вытеснят ли новые образовательные продукты классический учебник для вузов или ему ничего не угрожает?

- Уже сегодня существуют альтернативные каналы продвижения образовательного контента. Я уже говорила об электронных- и онлайн-курсах, о дистанционном образовании и о MOOC. В перспективе к ним добавятся интерактивные электронные учебники, а также учебники для людей с ограниченными возможностями. Контент упаковывается в продукты, приспособленные для различных технологий обучения, для различных категорий потребителей. Это объективная тенденция, которая значительно ускоряется благодаря внедрению разнообразных информационных технологий. Меняется форма, но роль учебника в образовании остается неизменной. И именно качественные зрелые учебники станут основой для создания всевозможных инновационных продуктов. Это самый простой способ совместить инновационность формы с требованиями к качеству и методической проработанностью таких продуктов. Именно такое сочетание нового и устоявшегося позволяет максимально защитить инвестиции учащегося и работодателя в образование. Несомненно, наступает интересное время для образовательных стартапов, опирающихся на качественную контентную базу.
Категория: Новости профобразования | Добавил: urait
Просмотров: 269 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar