Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Гриф, традиционный и современный

Гриф, традиционный и современный

Советские грифы
Гриф в учебном книгоиздании — отметка, присваиваемая книге по итогам особого рода академической экспертизы (грифования). Представление о грифе как о показателе качества уходит корнями в историю отечественного образования.
В Советском Союзе сложилась собственная традиция грифования, связанная с документооборотом и цензурой изданий. Наиболее известны грифы «Совершенно секретно», «Для служебного пользования» и другие, но мы остановимся на учебных изданиях.

Поскольку действовала государственная монополия на печать, а практически все учебные заведения были государственными, то грифование выполняло задачу удостоверения прохождения тем или иным изданием методической проверки и идеологической цензуры. Без грифа книга де-факто не могла быть включена в учебный процесс любого стороннего вуза, оставаясь внутривузовской разработкой.
Присваивать гриф имели право Министерство высшего и среднего специального образования СССР, отраслевые министерства (здравоохранения, сельского хозяйства и т.п.), а также министерства союзных республик.
Была разработана система четырех последовательных уровней учебного издания: «допущено в качестве учебного пособия», «рекомендовано в качестве учебного пособия», «допущено в качестве учебника», «рекомендовано в качестве учебника». Как правило, при первом издании книга получала гриф «допущено», но после практической апробации в учебном процессе ей присваивался более высокий гриф «рекомендовано». Иногда издание «вырастало» из пособия в полноценный учебник.

Российские грифы
Введение принципов гласности и распад Советского Союза привели к деорганизации системы грифов. С упразднением цензуры у грифов Министерства образования остались лишь методические функции. Постепенно Министерство пришло к полному отказу от собственного грифования (оно осталось только в общем образовании), похожие задачи стали выполнять различные организации академического сообщества: учебно-методические объединения (УМО), научно-методические советы, Федеральный институт развития образования (ФИРО).
Идея была прекрасной: дать ученым и педагогам самим определять качество учебных изданий высшего и среднего профессионального образования. Увы, на деле не все, но многие УМО превратились в законсервированные бюрократические инстанции, не способные к адекватной оценке изданий. Зачастую процедура грифования занимала очень длительный срок, многие авторские коллективы получали грифы «по знакомству» или оплачивая услуги рецензентов УМО. Случались и ситуации, когда в УМО представители одной научной школы не пропускали работы оппонентов, что приводило к комическому «раздвоению» УМО по экономике, менеджменту и ряду других популярных направлений. Конечно, некоторые УМО сохраняли научно-методические принципы грифования, но авторитет грифов в академическом сообществе оказался непоправимо подорван.

Отмена грифов для высшего и среднего профессионального образования
Кризис УМО стал настолько очевидным, что Министерство образования и науки РФ приступило к организации Федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. Однако новые ФУМО будут заниматься в первую очередь приведением образовательных программ вузов и колледжей в соответствие со ФГОСами и профстандартами.
В Типовом положении об УМО, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2015 № 505, среди направлений деятельности ФУМО рецензирование и грифование учебных изданий не упоминаются. Как можно заметить, вопрос обеспечения учебного процесса качественными изданиями по-прежнему не решен.
Приказ Минобрнауки РФ № 942 от 02.09.2015 отменил ранее действовавший приказ №10 от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий…» В письме заместителя министра А. А. Климова «О приказах Минобрнауки России» от 16.09.2015 № АК-2692/05 обращается внимание на то, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Мы часто слышим жалобы от профессоров на бюрократизм регулирующих процедур. Отрадно констатировать, что именно вузы и колледжи, их преподаватели, библиотекари и методисты сейчас определяют (и несут ответственность за свой выбор), по каким учебникам будут учиться их студенты.
Новой степени академической свободы должны соответствовать современные инструменты издательского дела. Мы предлагаем:
• подбор учебников по читаемым дисциплинам для библиотек;
• программу «Индивидуальная книжная полка преподавателя» — бесплатный доступ к учебникам по читаемым дисциплинам;
• методический кабинет преподавателя на нашем сайте — документы, новости, видео;
• видеообзоры учебной литературы по дисциплинам от нашей редакции;
• завтраки и интернет-вебинары по актуальным проблемам учебного книгоиздания;
• различные специальные акции и конкурсы.

Активная, неравнодушная позиция преподавателей не только обеспечивает учебные курсы современной литературой, но и помогает выйти на новый профессиональный уровень, став экспертом в методических тонкостях высшего и среднего профессионального образования.

Система качества
Мы как ведущее издательство по выпуску учебной литературы для вузов и колледжей не понаслышке знаем, как важно и непросто определить качество той или иной рукописи. Безграмотные, устаревшие, плагиатные книжки не только наносят репутационный вред издателю, но и просто коммерчески невыгодны. И, к сожалению, мы неоднократно сталкивались со случаями, когда издания уже получили гриф УМО, но ни при каких обстоятельствах не могли быть признаны качественными.
Чтобы обеспечить необходимую проверку, в «Юрайте» разработана многоступенчатая система менеджмента качества, позволяющая отслеживать соответствие издания современному уровню образовательного процесса.
В структуре нашего издательства были созданы два учебно-методических отдела высшего и среднего профессионального образования (УМО ВО и УМО СПО), на которые возложена задача проводить внутреннее и внешнее рецензирование всех изданий.
Каждая рукопись проходит критериальную оценку по следующим показателям.
1. Соответствие тематике и объему курса.
2. Оформление в соответствии с требованиями ФГОС 3+, 4 поколения.
3. Актуальность и достоверность излагаемых сведений и определений.
4. Авторский взгляд, стиль изложения и методология.
5. Оригинальность.
6. Четкость структуры и логика изложения материала.
7. Оформление библиографического аппарата и списка литературы.
8. Наглядность предоставления материала.
9. Отражение российского и зарубежного опыта.
10. Состав методического комплекса.

На основании оценки рецензента (кандидата или доктора наук по профилю учебника) принимается решение о возможности присуждения грифа.
Особое внимание УМО ВО и СПО уделяют тщательной проверке плагиата и некорректных заимствований в соответствии с нормами российского законодательства и академической этики. Так, не могут быть изданы работы, нарушающие права интеллектуальной собственности третьих лиц, будь то другие авторы, наши коллеги-издатели или работодатели-вузы. Мы считаем, что только при взаимном уважении агентов образования возможно эффективное развитие отрасли.
Конечно, в деятельности УМО ВО и СПО активно участвуют авторы «Юрайта» — действующие преподаватели ведущих научных школ страны. В числе рецензентов есть и эксперты традиционных УМО. Их опыт, рекомендации и конструктивная критика позволяют делать книги еще лучше.
Поэтому многие книги нашего издательства получают особый гриф «рекомендовано УМО ВО» или «рекомендовано УМО СПО», отражающий стандарты качества «Юрайта». Отметим, что получение подобного грифа для наших авторов совершенно бесплатно и зависит исключительно от качества рукописи. Гриф получают лишь достойные работы, что можно проследить в нашем каталоге. В связи с большой текущей загруженностью рецензентов УМО ВО и СПО грифование проектов других издательств не проводится.

Форма и смысл
Сегодня гриф по-прежнему интересует библиотеки и многих рядовых покупателей, стремящихся быстро отобрать высококачественную учебную литературу. Более того, хотя грифование уже много лет не является обязательным и государственным, сохраняются архаичные нормы и инструкции по комплектованию библиотечных фондов именно грифованной литературой.

Как официально подтверждает Министерство образования и науки РФ, нет действующих законодательных норм в этой области, таким образом, все грифы де-юре равны. Но де-факто грифы УМО ВО и УМО СПО не только не уступают, но во многих случаях и превосходят традиционные.
Всегда стоит иметь в виду следующее обстоятельство: важна не форма, а стоящий за ней смысл — независимая от авторов оценка их работ. Мы коммерческое издательство, и наша прибыль напрямую зависит от качества нашего продукта — учебника. Соответственно «Юрайт» прикладывает максимум усилий к беспристрастной и тщательной оценке каждой выпускаемой книги.
Обратная связь от преподавателей и студентов российских вузов подтверждает: грифам УМО ВО и СПО можно доверять.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar