☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Файлы » Методический материал » Методические разработки

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине Физика
05.12.2014, 21:16
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ №52

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
ППССЗ 23.02.06 (190623) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению лабораторных работ
по дисциплине
ФИЗИКА

Москва 2014.
Настоящие рекомендации по выполнению лабораторных работ предназначены в качестве методического пособия при выполнении лабораторных работ по программе учебной дисциплины «Физика», утвержденного для специальности 23.02.06 (190623) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта п.п. 7.16 по специальности : 23.02.06 (190623)Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Составитель:Назарова Валентина Юрьевна, преподаватель физики ГБОУ СПО ЖК № 52

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебной работе ______________П.А. Феоктистов

«ОДОБРЕНО»
Предметно-цикловой комиссией
Протокол № ___ от «____» _______________20___
Председатель П(Ц)К _________________О.А.Горячева

Содержание

стр
Введение 4
Требования к выполнению лабораторных работ 6
Лабораторная работа №1
Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости 7
Лабораторная работа №2
Сила трения 9
Лабораторная работа №3
Изучение закона сохранения механической энергии 12
Лабораторная работа № 4
Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака 14
Лабораторная работа №5
Измерение влажности воздуха 17
Лабораторная работа № 6
Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости 19
Лабораторная работа № 7
Определение модуля упругости (модуля Юнга) резины 22
Лабораторная работа № 8
Исследование последовательного и параллельного соединения элементов 25
Лабораторная работа № 9
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока 28
Лабораторная работа №10
Изучение явления электромагнитной индукции 31
Лабораторная работа № 11
Определение показателя преломления стекла 34
Лабораторная работа № 12
Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки 37
Лабораторная работа №13
Определение фокусного расстояния и оптической силы тонкой собирающей линзы. 42
Приложение 1
Расчет погрешностей измерения 44
Литература 46

Введение.
Цель методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Физика»:
Организация выполнения обучающимися лабораторных работ;
формирование и закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием
формирование навыков самостоятельной работы студентов со справочной литературой;
развитие внимательности и аккуратности при выполнении лабораторных работ;
формирование общеучебных и общепрофессиональных компетенций студентов.
Учебная дисциплина «Физика» направлена на формирование общих компетенций , включающих в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.
ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.
Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ обучающимися
Умения:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
Знания
О фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
Развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Воспитание
убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Требования к выполнению лабораторных работ
Студент должен выполнять лабораторные работы в соответствии с изучаемыми темами..
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.
Отчет о проделанной работе следует делать в рабочих тетрадях, аккуратно оформленным. С соблюдением основных правил выполнения схем, рисунков, графиков, таблиц. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом
Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.
Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при необходимости на листах отчета.
В Приложении 1 указаны правила расчета погрешностей измерений.
Критерий оценки лабораторной работы
Оценку по лабораторной работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению лабораторной работы. правильные ответы на контрольные вопросы к каждой работе.
Одно из основных условий оценки работы обучающихся — соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ в электро¬технической лаборатории.
Форма контроля:
Представление оформленного с предъявляемыми требованиями отчета по лабораторной работе.
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .

Лабораторная работа № 1

ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛ УПРУГОСТИ И ТЯЖЕСТИ

Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.
Оборудование конический маятник , линейка с миллиметровыми делениями; секундомер, ; динамометр.штатив с муфтой и кольцом; прочная нить; лист бумаги с начерченной окружностью радиусом 15 см;груз из набора по механике.
Техника безопасности: При проведении лабораторной работы будьте аккуратны при работе с грузами и динамометром, неосторожное обращение может привести к травме.
Теоретические сведения: На прикрепленное к нити тело действуют сила тяжести и сила упругости . Их равнодействующая равна

Сила и сообщает грузу центростремительное ускорение

(r —- радиус окружности, по которой движется груз, T— период его обращения).Для нахождения периода удобно измерить время t определенного числа N оборотов. Тогда Т = и а = r .Модуль равнодействующей сил и можно измерить, скомпенсировав ее силой упругости пружины динамометра так, как это показано на рисунке 1б.
Схема установки:
Начертить конический маятник на штативе.
Порядок выполнения работы
1. Определяем массу шарика на весах с точностью до 1 г.
2. Нить продеваем сквозь отверстие и зажимаем пробку в лапке штатива (рис. в).
3. Вычерчиваем на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измеряем радиус с точностью до 1 см.
4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.
5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращаем маятник так, чтобы шарик описывал окружность, равную начерченной на бумаге.
6. Отсчитываем время, за которое маятник совершает к примеру, N = 50 оборотов.
7. Определяем высоту конического маятника. Для этого измеряем расстояние по вертикали от центра шарик; до точки подвеса.
8. Находим модуль центростремительного ускорение по формулам:
и
9. Оттягиваем горизонтально расположенным динамо метром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измеряем модуль составляющей . Затем вычисляем ускорение по формуле .
Таблица измерений:
Номер опыта R N Δt T= Δt/N h m

10.Сравнивая полученные три значения модуля центростремительного ускорения, убеждаемся, что они примерно одинаковы.
Вывод : _________________________________________________________
Контрольные вопросы :
Объяснить действие центростремительной силы.
Написать формулу для расчета центростремительного ускорения
Написать формулу для второго закона Ньютона. Озвучить.
Рассказать об ускорении свободного падения. Формула для расчета . Величина для Москвы
Предложите опыт с маятником для расчета усорения свободного падения для данной местности.
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа № 2
Тема: Сила трения
(Определение коэффициента трения скольжения)
Цель работы: Научиться рассчитывать коэффициент трения скольжения.
Оборудование: Динамометр, подставка со шкалой для проведения эксперимента, пластиковый брус, набор грузов, чашечные весы.
Задание к работе: На практике удостовериться, что коэффициент трения не зависит от веса тела.
Техника безопасности: При проведении лабораторной работы будьте аккуратны при работе с грузами и динамометром, неосторожное обращение может привести к травме.
Теоретические сведения:
Схема установки
Трение – процесс взаимодействия твёрдых тел при их относительном движении (смещении) либо при движении твёрдого тела в газообразной или жидкой среде.
Сила трения скольжения — сила, возникающая при поступательном перемещении одного из взаимодействующих тел относительно другого и действующая на это тело в направлении, противоположном направлению скольжения.
Сила трения качения – сила, возникающая при качении одного из двух взаимодействующих тел относительно другого.
Сила трения покоя – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Она действует в направлении, противоположном направлению возможного движения.
Сила трения скольжения:
, где
Fтр - ____________________, измеряется в __________[____];
μ - _____________________, измеряется в __________[____];
N - _____________________, измеряется в __________[____];
В данной лабораторной работе сила реакции опоры равна по модулю весу тела, так как брусок находится на горизонтальной поверхности:
.
Порядок выполнения работы
Определить цену деления динамометра.
Собрать установку по схеме.
При помощи чашечных весов измерить массу пластикового бруса без груза, с одним и двумя грузами.
Полученные данные занести в таблицу (опыт 1, 2, 3):

m, кг N, Н Fтр, Н μ. μ ср  μ  μср δ, %
1
2
3
Медленно и равномерно передвигая брус, измерить динамометром силу трения (при равномерном движении сила трении равна силе тяги):
Fтр1 = __________________;
Повторить опыт с брусом и одним грузом, брусом и двумя грузами (опыт 2, 3):
Fтр2 = __________________; Fтр3 = __________________;
Рассчитать силу реакции опоры для каждого опыта:
_________________________________________;
_________________________________________;
_________________________________________.
Определить коэффициент трения для каждого опыта:
_________________________________________;
_________________________________________;
_________________________________________.
Определить среднее значение коэффициента трения μ и найти его относительную погрешность:
__________;
 μ 1=| μ ср- μ 1|=____________;  μ 2=| μ ср- μ 2|=____________;
 μ 3=| μ ср- μ 3|=_____________.
__________;
.
Полученные данные и расчеты записать в таблицу.
Вывод
Контрольные вопросы:
Первый уровень
Перечислите виды сил трения.
Что такое сила трения скольжения?
Что такое сила трения покоя?
Второй уровень
Сформулируйте и запишите II закон Ньютона. Применим ли он в данной работе?
При каких условиях силу трения можно измерить при помощи динамометра? Почему это возможно в данной лабораторной работе?
Сформулируйте и запишите III закон Ньютона. Применим ли он в данной работе?
Третий уровень
На наклонную плоскость с углом наклона α положили брусок. Коэффициент трения между бруском и поверхностью μ. При каком соотношении между α и μ брусок останется неподвижным?
Брусок положили на наклонную плоскость, и он начал соскальзывать с нее. Каково ускорение бруска, если угол наклона плоскости α, а коэффициент трения между бруском и поверхностью μ?
На брусок массой m, лежащий на горизонтальной плоскости действует сила F, направленная под углом α к горизонту. Определите ускорение бруска, если коэффициент трения между бруском и поверхностью μ?

Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .

Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.
Дмитриева В.Ф. Физика для СПО М., П

Лабораторная работа №3
Тема Изучение закона сохранения механической энергии
Цель : научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и деформированной пружины; сравнить два значения потенциальной энергии системы.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный,
Груз массой m, нить длиной l, набор картонок, краска и кисточка.
Задание к работе : проверить верность утверждения :по закону сохранения энергии потенциальная энергия груза, поднятого над землей, соответствует потенциальной энергии сжатой пружины.
Теоретические сведения
Формула для расчета кинетической энергии________________________
Формула для расчета потенциальной энергии тела, поднятого над Землей___________________________________________________________
Формула для расчета потенциальной энергии упруго сжатой пружины________________________________________________________
Порядок выполнения работы:
Собрать установку: на штатив установить динамометр , к динамометру привязать груз на нити.Зарисовать полученную схему установки.
Измерить длину нити
Измерить вес груза(вес груза равен его силе тяжести )
На нижнюю часть груза нанести немного краски
Поднять груз до точки крепления нити
Отпустить груз и убедиться , что груз не касается стола
Повторять опыт до тех пор , пока на верхней картонке не появиться краска.
Растянуть пружину , взявшись за груз.Измерить динамометром максимальную силу упругости
Измерить линейкой максимальное растяжение
Вычислить высоту, с которой падает груз
Вычислить потенциальную энергию поднятого груза
Ep = mg (l+∆l) ___________________________________________
__________________________________________
Вычислить энергию деформированной пружины
Ep=k〖∆l〗^2/2 _k=F/∆l_____________________________________________
Результаты измерений записать в таблицу

Ft=mg L,м ∆l,м F,H h=l+∆l, м Ep = mg (l+∆l) Ep=k〖∆l〗^2/2

Сравнить значения полученных энергий
Вывод: ___________________________________________________________
Контрольные вопросы:
Сформулируйте закон сохранения механической энергии
Назовите единицы измерения механической энергии
Сформулируйте закон Гука для упругих деформаций
Что называется весом тела
Что называется силой тяжести
Рассчитайте кинетическую энергию локомотива, если его скорость 73 км/ч , а масса 233 т.
Рассчитать потенциальную энергию камня массой 23 кг, поднятого на высоту 4 м над землей.
Определить скорость в момент удара о Землю этого мяча. (см. впр. №7)
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа № 4
Тема: Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака
Цель работы: Проверить на практике выполнение объединенного газового закона.
Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8—10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диамет¬ром 40—50 мм, наполненный горячей водой (t ~ 60 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин, термометр, линейка.
Задание к работе: На практике проверить зависимость между объемом, давлением и температурой для данной массы газа – уравнение состояния газа.
Техника безопасности: Будьте аккуратны при работе с горячей водой и массивным оборудованием, невнимательность может привести к травме.
Теоретические сведения:
Рисунок установки.
Уравнение состояния идеального газа – уравнение, связывающее основные макроскопические параметры. Пример уравнения состояния идеального газа – уравнение Менделеева-Клапейрона:
, где
p - ____________________, измеряется в _________[_____];
V - ____________________, измеряется в _________[_____];
 - ____________________, измеряется в _________[_____];
m - ____________________, измеряется в _________[_____];
M - ____________________, измеряется в _________[_____];
R - ____________________, измеряется в _________[_____];
T - ____________________, измеряется в _________[_____].
В случае постоянной массы газа (m=const) мы получаем уравнение, называемое объединенным газовым законом:
, или =С
Чтобы проверить закон Гей-Люссака, достаточно измерить объем и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверить справедливость равенства . Это можно осуществить, используя воздух при атмосферном давлении.
Поэтому в работе следует сравнить отношения. Длина воздушного столба измеряется линейкой, температура — термометром.
Порядок выполнения работы
Собрать установку по рисунку 1.
Снять показания барометра:
р0 = _________ мм рт.ст. ≈ __________ Па, 1 мм рт.ст. ≈ 133 Па.
Снять показания термометра:
T = _________ 0С = __________ К.
Измерить объем воздуха в условных единицах по шкале сильфона.
Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений
Таблица измерений
Измерено Вычислено
l1, мм l2, мм t1, °С t2, °С Δиl, мм Δоl, мм Δl, мм Т1, К Т1, К ΔиТ, К ΔоТ, К
Вычислено
ΔТ, К l1/l2 ε1, % Δ1 T1/T2 ε2, % Δ2
Подготовьте стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.
Проведение эксперимента, обработка результатов
1. Измерьте длину l1 стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде.
2. Приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом рассказано выше. Измерьте длину 12 воздушного столба в трубке и температуру окружающего воздуха Т2.
3. Вычислите отношения l1/l2 и T1/T2, относительные (ε1 и ε2) и абсолютные (Δ1 и Δ2) погрешности измерений этих отношений по формулам

4. Сравните отношения l1/l2 и T1/T2.
5. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.
Вывод
Контрольные вопросы:
Первый уровень
Запишите уравнение состояния идеального газа.
Сформулируйте и запишите объединенный газовый закон.
Перечислите основные макроскопические характеристики идеального газа, укажите единицы их измерения.
Почему после погружения стеклянной трубки в ста¬кан с водой комнатной температуры и после снятия пла¬стилина вода в трубке поднимается?
Почему при равенстве уровней воды в стакане и в трубке давление воздуха в трубке равно атмосферному?
Второй уровень
Какие приборы для измерения давления вы знаете? В чем их отличие?
Почему в данной работе можно измерять объем воздуха в условных единицах?
Что такое изопроцессы? Перечислите и опишите их.
Третий уровень
Получите выражение объединенного газового закона из уравнения Менделеева-Клапейрона. Объясните логическую цепочку.
Вычислите массу 1 м3 азота (N2) при температуре 100С и давлении 770 мм рт.ст.
Давление данной массы идеального газа увеличилось в 2 раза, а его абсолютная температура уменьшилась в 4 раза. Как изменился объем этого газа?

Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа №5
Тема Измерение влажности воздуха
Цель работы : научиться измерять влажность воздуха с использованием двух термометров.
Оборудование: два термометра, стакан холодной воды, марля, психрометрическая таблица.
Теоретические сведения:
Относительная влажность φ=ρ/ρ_0 ∙100% , где ρ — плотность водяных паров в воздухе, а ρ 0 — плотность насыщающих паров при температуре воздуха.
Относительная влажность это отношение парциального давления водяного пара , содержащегося в воздухе , к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах
φ=P/P_(нас.пара) ∙100%
Простейший способ измерения влажности основан на том, что разность показаний сухого и влажного термометров зависит от влажности воздуха.
Оборудование: два термометра, сухой и влажный, психрометрическая таблица.
Порядок выполнения работы:
Собрать установку по рисунку.

У одного термометра обмотать марлей капсулу и опустить в стакан с водой
Подождать 10 мин, после установления равновесия снять показания с двух термометров
Определите показания сухого термометра
tc = __________°С.
Определите показания влажного термометра:
tвл = __________°С.
Найти разность показаний сухого и влажного термометра
∆t = ________________________.
По психрометрической таблице определить относительную влажность воздуха
φ =____________________________
Вывод _______________________________________________________
Контрольные вопросы
Что такое влажность воздуха
Что такое насыщенный пар
Почему сухой и влажный термометр показывают разную температуру
Что такое точка росы
Что такое испарение
Что такое конденсация
Чем насыщенный пар отличается от ненасыщенного
При каких условиях окружающего воздуха показания обоих термометров не будут отличатся
Определите относительную влажность воздуха, если сухой термометр показывает 21 °С, влажный — 18 °С
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .

Показания Разность показаний сухого и влажного термометров, °С
сухого термометра, 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
°С Относительная влажность, %
0 100 81 63 45 28 11 — — — — —
2 100 84 68 51 35 20 — — — — —
.. .. .. .. .. . . . . . . .
16 100 90 81 71 62 54 46 37 30 22 15
18 100 91 82 73 65 56 49 41 34 27 20
20 100 91 83 74 66 59 51 44 37 30 24

Лабораторная работа № 6
Тема: Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости
Цель работы: Опытным путем определить коэффициент поверхностного натяжения воды методом отрыва капель.
Оборудование: Бюретка с краном, сосуд с водой, сосуд для сбора капель, весы и разновесы, штангенциркуль.
Задание к работе: При помощи опытов определить поверхностное натяжение воды, найти относительную погрешность, полученный результат сравнить с табличным значением.
Техника безопасности: Аккуратно обращайтесь с массивными частями установки и стеклянными трубками, они могут вас поранить.
Теоретические сведения:
Рисунок прибора_
Сила поверхностного натяжения направлена по касательной к поверхности жидкости, перпендикулярно к участку контура, на который она действует и пропорциональна длине того участка контура, на который она действует.
Поверхностный слой жидкости, стремясь уменьшить потенциальную энергию, сокращается. При этом совершается работа A:
A=S
Коэффициент поверхностного натяжения  – коэффициент пропорциональности. Единица измерения поверхностного натяжения ________ или ________.
=F/P; F=mkg P=dш,
где F – сила поверхностного натяжения [Н], P – периметр поверхности [м].
Капля отрывается от поверхности, если вес капли Pк=mkg больше или равен максимальной силе поверхностного натяжения F.
Порядок выполнения работы
Взвесить стаканчик №1. m0= _________ г = _________ кг.
Во второй стаканчик отрегулировать краном падение капель так, чтобы можно было их считать.
Отсчитать 50 капель во взвешенный стаканчик №1 и снова взвесить, затем определить массу капель:
m1=m1-m0= _________ кг.
Данные измерений занести в таблицу:

m0, кг m1, кг m, кг n dш, м , Н/м ср, Н/м , Н/м ср, Н/м  %
1
2
3

Определить диаметр бюретки при помощи штангенциркуля:
dб = _____________ мм = ___________ м.
Посчитать диаметр шейки капли: dш=0.9dб:
dш = __________________ м = ___________ м.
Определить коэффициент поверхностного натяжения воды:
, где g=9,8м/с2, n – число капель.
Н/м.
Добавить еще 50 капель, взвесить и посчитать 2:
m2=m2-m0= ________ кг; n2 = n1 + 50
Н/м.
Добавить еще 50 капель, взвесить и посчитать 3:
m3=m3-m0= ________ кг; n3 = n2 + 50
Н/м.
Подсчитать среднее значение:
ср=(1+2+3)/3=__________________.
Найти абсолютную погрешность:
1=|ср-1|=________________ = ___________;
2=|ср-2|=________________ = ___________;
3=|ср-3|=________________ = ___________.
Подсчитать среднее значение ошибки:
=___________.
Найти относительную погрешность:
______________.
Результаты всех расчетов и вычислений занести в таблицу.
Вывод
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы

Первый уровень
Что такое поверхностное натяжение?
Как найти направление действия силы поверхностного натяжения?
Что такое коэффициент поверхностного натяжения?
Второй уровень
Расскажите о причинах возникновения поверхностного натяжения в жидкости.
Зависит ли поверхностное натяжение от температуры жидкости? Почему?
Почему поверхностное натяжение зависит от рода жидкости?
Третий уровень
Почему в методе отрыва капель рекомендуется проводить измерение большого числа капель?
Одинаковы ли будут объемы капель чистой и мыльной воды? Почему?
Свободная жидкость в невесомости всегда стремится принять форму шара. Качественно объясните это явление.
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа № 7
Тема: Определение модуля упругости (модуля Юнга) резины
Цель работы: Экспериментально определить модуль упругости материала.
Оборудование:
а) Штатив с муфтой и лапкой;
б) Резиновый шнур;
в) Набор гирь;
г) Штангенциркуль;
д) Линейка.

Задание к работе: Определить модуль упругости резины при помощи закона Гука.
Техника безопасности: Аккуратно обращайтесь с грузами и резиновыми шнурами, чтобы не получить травму.
Теоретические сведения: Закон Гука – уравнение, связывающее напряжение и деформацию упругого материала: =E, где  - механическое напряжение,  - относительное удлинение, E – модуль упругости (модуль Юнга) материала.
Модуль Юнга – численно равен _______________________ _____________________________________________________ ____________________________________________________.
Механическое напряжение: =F/S – это __________________ _________________________________________________________________________________________________________.
Относительное удлинение: =l/l0 – это __________________ _________________________________________________________________________________________________________.
Для тонкого растяжимого стержня закон Гука имеет вид:
F=kl
Здесь F - сила натяжения стержня [Н], l — его удлинение [м], а k называется коэффициентом упругости (или жесткостью) [Н/м].
Проще всего измерить модуль упругости резины, так как она испытывает значительные деформации при небольших нагрузках. При этом закон Гука выполняется в довольно большом диапазоне деформаций.
Порядок выполнения работы
Измерить штангенциркулем начальный диаметр образца
d0= ________ мм = _________ м.
Нанести на среднем участке образца карандашом две тонкие метки на расстоянии 20-30 см друг от друга.
Измерить начальное расстояние между метками:
l0= _________ см = _________ м.
Подвесить образец на штативе и прикрепить к его нижнему концу N гирь. Определить общую массу гирь и их вес:
m1=N1m0= ______ г = ______ кг, m2=N2m0= ______ г = ______ кг, m3=N3m0= ______ г = ______ кг;
F1=P1=m1g= ______ Н, F2=P2=m2g= ______ Н, F3=P3=m3g= ______ Н,
где g=9,8 м/с2.
Измерить расстояние между метками на растянутом шнуре l:
l1 = ______см = ______м, l2= ______см = ______м, l3= _____см = ______м.
Результаты измерений занести в таблицу:

d0, м l0, м m, кг F, Н l, м l=l-l0, м E, Па

Рассчитать площадь сечения образца в деформированном состоянии, исходя из того, что объем резины увеличивается незначительно при малых деформациях:
S0l0=Sl; S=S0l0/l.
Вычислить модуль упругости резины.
Так как: =E; =F/S; =l/l0; S0=d02/4,
поэтому окончательная формула:

_____________ Па;
_____________ Па;
_____________ Па;
Данные всех измерений и расчетов занести в таблицу.
Вывод
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
Первый уровень:
Сформулировать закон Гука.
Что называют механическим напряжением?
Какая деформация называется упругой, какая пластической?
Второй уровень:
От чего зависит абсолютная деформация при продольном растяжении или сжатии тела.
Какие материалы называют хрупкими?
Каков физический смысл модуля упругости (модуля Юнга)?
Третий уровень:
Под действием растягивающей силы длина стержня изменилась от 80 до 80,2 см. Определить абсолютное и относительное удлинение стержня.
Определить относительное укорочение при сжатии бетона, если нормальное механическое напряжение 8106 Па. Модуль Юнга бетона 40 ГПа.
От чего зависит коэффициент жесткости в законе Гука (F=-kl)?

Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа № 8
Тема: Исследование последовательного и параллельного соединения элементов
Цель работы: Научиться соединять потребители последовательно и параллельно, проверить справедливость закона Ома на практике.
Оборудование: Источник тока, амперметр, вольтметр, резисторы, ключ, соединительные провода.
Задание к работе: Собрать цепь по схеме, рассчитать эквивалентное сопротивление, проверить правильность расчетов с помощью закона Ома.
Техника безопасности: Соблюдайте осторожность при работе с электрическим током, не включайте цепь до проверки преподавателем.
Теоретические сведения:
Схема цепи.
Электрическая цепь – ______________________________ __________________________________________________________________________________________________________.
Узел цепи – место соединения трех и более элементов или проводов.
Последовательное соединение – _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________.
При последовательном соединении проводников сила тока I во всех проводниках одинакова, а эквивалентное сопротивление Rэкв рассчитывается по формуле:
Rэкв = R1 + R2 + … + Rn.
Параллельное соединение – ____________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________.
При параллельном соединении падение напряжения U между двумя узлами, объединяющими элементы цепи, одинаково для всех элементов, а эквивалентное сопротивление Rэкв рассчитывается по формуле:
.
Закон Ома для участка цепи – сила тока I в проводнике прямо пропорциональна напряжению U на его концах и обратно пропорциональна сопротивлению проводника R:
.
Порядок выполнения работы
Собрать цепь последовательного соединения по схеме.
После проверки преподавателем замкнуть цепь. Определив цену деления приборов, измерить напряжение U и силу тока I.
Полученные данные занести в таблицу:

Схема I, А U, В R, Ом R1, Ом R2, Ом R3, Ом Rэкв, Ом
Последовательное
Параллельное

По закону Ома определить сопротивление:
_______________ Ом.
Рассчитать эквивалентное сопротивление при последовательном соединении:
Rэкв = R1 + R2 + R3 = __________________ = ____________ Ом, сравнить его с R, полученным в пункте 8.3.
Собрать цепь параллельного соединения по схеме.
Снять показания амперметра и вольтметра, полученные данные занести в таблицу.
По закону Ома определить сопротивление:
_______________ Ом.
Рассчитать эквивалентное сопротивление при параллельном соединении:

Rэкв = ____________ Ом, сравнить его с R, полученным в пункте 8.7.
Данные всех измерений и расчетов занести в таблицу.
Вывод_____________________________________________________________
Контрольные вопросы:
Первый уровень
Что такое электрическая цепь?
Что называется последовательным соединением элементов?
Что называется параллельным соединением элементов?
Второй уровень
При помощи закона Ома выведите формулу эквивалентного сопротивления при последовательном соединении проводников.
При помощи закона Ома выведите формулу эквивалентного сопротивления при параллельном соединении проводников.
Объясните принципиальное различие последовательного и параллельного соединения элементов.
Третий уровень
По первой схеме рассчитать эквивалентное сопротивление, если R1=4 Ом, R2=2 Ом, R3=3 Ом, R4=10 Ом.
По второй схеме рассчитать эквивалентное сопротивление, если R1=4 Ом, R2=12 Ом, R3=5 Ом, R4=15 Ом.
По третьей схеме рассчитать эквивалентное сопротивление, если R1=60 Ом, R2=12 Ом, R3=15 Ом, R4=3 Ом.

Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа № 9
Тема: Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Цель работы: Путем измерений рассчитать ЭДС источника и его внутреннее сопротивление.
Оборудование: Источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
Задание к работе: Собрать цепь по схеме и рассчитать ЭДС источника и его внутреннее сопротивление.
Техника безопасности: Будьте аккуратны при работе с электрическим током, не включайте цепь в сеть до проверки преподавателем.
Теоретические сведения :
Схема цепи.
Электродвижущая сила (ЭДС) – _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________.
Источник ЭДС (идеальный источник напряжения) – двухполюсник, напряжение на зажимах которого постоянно и не зависит от силы тока в цепи.
Закон Ома для участка цепи - сила тока I в проводнике прямо пропорциональна напряжению U на его концах и обратно пропорциональна сопротивлению проводника R:
.
Закон Ома для полной цепи – ________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________:
, где
Ɛ - ______________________________________[________];
R – ______________________________________[________];
r – ______________________________________[________].
Порядок выполнения работы
Собрать цепь по схеме.
После проверки цепи преподавателем снять показания вольтметра при разомкнутом ключе – это и есть ЭДС источника:
Ɛ = __________________________ В.
Замкнуть цепь и снять показания амперметра I и вольтметра Uвнешн. Используя закон Ома для участка цепи, определить падение напряжения внутри источника тока:
I = _________________ А; Uвнешн = _________________ В.
Ɛ=IR+Ir;
Ɛ=Uвнешн+Uвнутр;
Uвнутр=Ɛ-Uвнешн.= _____________________ = _____________ В.
Рассчитать внешнее сопротивление цепи:
.
______________ Ом.
Используя закон Ома для полной цепи, рассчитать внутреннее сопротивление источника:
;
= ______________ Ом.
Данные записать в таблицу и повторить опыт 3 раза при различных показаниях ползункового реостата:

№ Uвнутр, В Uвнешн, В I, А R, Ом r, Ом rср, Ом Ɛ, В Ɛср, В
1
2
3

____________________
Вывод_________________________________________________________
Контрольные вопросы:
Первый уровень
Что такое ЭДС?
Напишите закон Ома для участка цепи.
Напишите закон Ома для полной цепи.
Второй уровень
Объясните метод измерения ЭДС источника.
Расскажите способ расчета внутреннего сопротивления цепи.
Как изменятся показания амперметра и вольтметра при включении второго идентичного источника ЭДС последовательно с первым?
Третий уровень
Пусть в собранной нами цепи показание амперметра 0,5 А. ЭДС источника 4,5 В, его внутреннее сопротивление 1 Ом. Каково показание вольтметра?
Пусть в собранной нами цепи показание амперметра 2 А и вольтметра 4 В. Чему равна ЭДС источника, если его внутреннее сопротивление 0,5 Ом?
Пусть в собранной нами цепи показание амперметра 1 А и вольтметра 3 В. Чему равно внутреннее сопротивление источника, если его ЭДС 4,5 В?
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа №10
Тема Изучение явления электромагнитной индукции
Цель работы: изучить условия возникновения индукционного тока, ЭДС индукции.
Оборудование: катушка, два полосовых магнита, миллиамперметр.
Теоретические сведения
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.
Ток, возникающий при явлении электромагнитной индук¬ции, называют индукционным.
В электрической цепи возникает индукционный ток, если есть движение магнита относительно катушки, или наоборот. Направление индукционного тока зависит как от направления движения магнита, так и от расположения его полюсов. Индукционный ток отсутствует, если нет относительного перемещения катушки и магнита. Строго говоря, при движении контура в магнит¬ном поле генерируется не определенный ток , а определенная э. д. с.

закон Фарадея: э. д. с. индукции равна скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограни¬ченную контуром.
Знак минус в формуле отражает правило Ленца.
индукционный ток, возбуждаемый в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, всегда направлен так, что создаваемое им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока, вызывающего индукционный ток.
При возрастании магнитного потока Ф>0, а εинд < 0,т.е.э.д.с. индукции вызывает ток такого направления, при котором его магнитное поле уменьшает магнитный поток через контур.
При уменьшении магнитного потока Ф<0, а εинд > 0, т.е. магнитное поле индукционного тока увеличивает убывающий магнитный поток через контур.
Схема установки
Ход работы.
Подготовьте для отчета таблицу и по мере проведения опытов заполните её.

п/п Действия с магнитом и катушкой Показания
милли-амперметра,
мА Направления отклонения стрелки миллиампер-метра
(вправо, влево или не откланяется) Направление индукционного тока
(по правилу Ленца)
1 Быстро вставить магнит в катушку северным полюсом
2 Оставить магнит в катушке неподвижным
после опыта 1
3 Быстро вытащить магнит из катушки
4 Быстро приблизить катушку к северному полюсу магнита
5 Оставить катушку неподвижной после опыта 4
6 Быстро вытащить катушку от северного полюса магнита
7 Медленно вставить в катушку магнит северным полюсом
8 Медленно вытащить магнит из катушки
9 Быстро вставить в катушку 2 магнита северными полюсами
10 Быстро вставить магнит в катушку южным полюсом
11 Быстро вытащить магнит из катушки после опыта 10
12 Быстро вставить в катушку 2 магнита южными полюсами
Записать общий вывод по работе на основе проведённых наблюдений.
Вывод :
Контрольные вопросы
В чем заключается явление электромагнитной индукции?
Какой ток называют индукционным?
Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Какой формулой он описывается?
Как формулируется правило Ленца?
Какова связь правила Ленца с законом сохранения энергии?

Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа № 11
Тема: Определение показателя преломления стекла
Цель работы: Экспериментально определить показатель преломления стекла.
Оборудование: Стеклянная пластинка с параллельными гранями, источник света, экран с прорезью, транспортир.
Задание к работе: Зарисовать ход падающих и преломленных лучей света при различных положениях пластинки, определить показатель преломления стекла.
Теоретические сведения:
Преломление (рефракция) — явление изменения пути следования светового луча (или других волн), возникающее на границе раздела двух прозрачных для этих волн сред.
Преломление объясняется изменением скорости распространения света при переходе из одной среды в другую.
Падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред из точки падения луча.
Относительный показатель преломления – отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для данных двух сред:
,
где n2,1 – относительный показатель преломления второй среды относительно первой.
Абсолютный показатель преломления среды – ______________
При переходе луча из воздуха в стекло n2,1=n2, так как абсолютный показатель преломления воздуха n1=1,003.
Порядок выполнения работы
Собрать электрическую цепь с лампой по схеме.
Установить экран с прорезью на расстоянии 10-15 см от лампы.
Положить пластинку на лист бумаги и пропустить луч свет через ее параллельные грани под некоторым углом (α90).
Обрисовать параллельные грани и отметить точку падения луча на пластину и точку выхода из нее.

Восстановить перпендикуляр к грани пластины из точки падения луча, с помощью транспортира измерить угол падения и угол преломления луча. Провести эксперимент 3 раза с различным углом падения луча:
1 = ____________________, 1 = ____________________;
2 = ____________________, 2 = ____________________;
3 = ____________________, 3 = ____________________.
Полученные данные записать в таблицу:

№ , ,  sin sin n nср n nср , % nтабл
1
2
3

По таблице синусов определить значения синусов этих углов. Определить показатель преломления стекла:
,
,
.
Рассчитать среднее значение показателя преломления стекла:

Определить абсолютную и относительную погрешности:
;
;
.
.
.

Вывод_____________________________________________________________
Контрольные вопросы:
Первый уровень
Что называют относительным показателем преломления?
Что называют абсолютным показателем преломления?
Запишите закон преломления света.
Второй уровень
Запишите закон отражения света.
Почему туман, состоящий из прозрачных капелек воды, оказывается непрозрачным?
Что называется явлением полного внутреннего отражения света?
Третий уровень
Солнечный свет падает на поверхность воды в сосуде. Каков угол преломления, если угол падения 250?
При угле падения 600 угол преломления равен 400. Определите угол преломления в этой же среде, если световой пучок направить под углом 300?
Луч из подводного источника света падает на поверхность воды под углом 350. Под каким углом он выйдет в воздух?
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа № 12
Тема: Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
Цель работы: Определить длину световой волны.
Оборудование: Прибор для определения длины световой волны, дифракционная решетка с периодом 1/100 мм, источник света.
Задание к работе: С помощью дифракционной решетки определить длину волны фиолетовых, зеленых и красных лучей.
Техника безопасности: Старайтесь не брать руками дифракционную решётку за её боковые грани, чтобы избежать порезов рук.
Теоретические сведения:
Рисунок прибора.
Дифракционная решетка (1) устанавливается в держателе (2), который прикреплен к линейке (3) На линейке же расположен черный экран (4) с узкой вертикальной щелью (5) посередине. Вся установка крепится на штативе (6).
Основные свойства всех волн –
1) ______________________________ ________________________________ ________________________________
2) ______________________________ ________________________________
Перечислите волновые свойства света (шесть):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устройство дифракционной решетки основано на явлении дифракции – огибании волнами краев препятствий, размеры которых сравнимы с длиной волны.
Дифракционная решетка представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками.
Уравнение дифракционной решетки:
d sin = k 
Длина волны определяется по формуле:
, где
d – ____________________, измеряется в ____________,
k – ____________________,
 - ____________________.

Поскольку углы, под которыми наблюдается максимумы 1-го и 2-го порядков, не превышают 50 , можно вместо синусов углов использовать их тангенсы.
Следовательно,
sin  tg = b/L
Расстояние L отсчитывают по линейке от решетки до экрана, расстояние b – по шкале экрана от щели до выбранной линии спектра.
Окончательная формула для определения длины волны имеет вид

В этой работе погрешность измерений длин волн не оценивается из-за некоторой неопределенности выбора середины части спектра.
Выполнение работы:
Собрать прибор, изображенный на рисунке, установив экран прибора на наибольшее расстояние от дифракционной решетки.
Направить прибор на свет и, смотря через дифракционную решетку на экран, получить на нем четкое изображение спектров I и II порядков.
Измерить по линейке прибора расстояние от дифракционной решетки до экрана:
L = __________ см = __________ м.
Измерить расстояние от нулевого деления шкалы экрана до середины фиолетовой полосы слева для спектров I-го порядка:
bлев = __________ см = __________ м,
и справа:
bпр = __________ см = __________ м.
Повторить опыт со спектром II-го порядка:
bлев = __________ см = __________ м,
bпр = __________ см = __________ м.
Определить bср по формуле:
.
Результаты измерений занести в таблицу:
Цвет волны d, м k L, м Видимые границы полос  (опыт)
10-7, м  (факт)
10-7,м
bлев, м bпр, м bср, м
Фиоле-товый 4  4,4

Зеле-ный 4,95  5,4

Крас-ный 6,4  7,6

Такие же измерения выполнить для зеленых и красных полос дифракционного спектра:
Вычислить длину волны фиолетовых, зеленых и красных лучей для спектров I и II порядков по формуле:
, где d – постоянная решетки, .
Вывод:_________________________________________________
Контрольные вопросы:
Первый уровень
Дайте определение дифракции.
Что такое спектр?
Что такое дифракционная решетка?
Второй уровень
Какие волны называются когерентными, как их можно получить?
Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного?
Почему частицы размером 0,3 мкм не видны в оптическом микроскопе?
Третий уровень
Период дифракционной решетки 1,2˙10¯3см. Под каким углом будет виден спектр II-го порядка, если на решетку падает монохроматическая волна длиной 720 нм?
Найдите наибольший порядок спектра красной линии лития с длиной волны 671 нм, если период дифракционной решетки 0,01 мм.
Определите постоянную дифракционной решетки, если при ее освещении светом с длиной волны 0,656 мкм спектр второго порядка виден под углом 150?
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.

Лабораторная работа №13
Тема.Определение фокусного расстояния и оптической силы тонкой собирающей линзы.
Цель работы: вычислить оптическую силу и определить фокусное расстояние тонкой собирающей линзы с помощью формулы тонкой линзы .
Оборудование: собирающая линза на подставке, экран , источник света, мерная лента.
Теоретические сведения
Прежде чем приступать к работе , вспомните формулу тонкой линзы и формулу связи оптической силы линзы и ее фокусного расстояния.
Ход работы
1.Расположив линзу между источником света и экраном, получите на экране четкое уменьшенное изображение источника света.
2. Измерьте расстояние d от источника света до линзы и расстояние от линзы до экрана.
3. Передвигая линзу, получите на экране четкое увеличенное изображение источника света.
4. Снова измерьте расстояние d от источника света до линзы и расстояние от линзы до экрана.
Обработка результатов измерений
Используя соответствующие формулы, вычислите оптическую силу лин¬зы D и фокусное расстояние F. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений
Номер опыта f, м d, м F, м D, дптр
1.
2.
Анализ результатов эксперимента
1.Сравните полученное вами значение оптической силы линзы с ее значением,приведенным в паспорте. Назовите причину возможного расхождения.
2.Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
Что такое собирающая линза
Что такое фокусное расстояние линзы
Что такое оптическая сила линзы
Написать формулу тонкой линзы
Содержание отчета по лабораторной работе
Тема работы
Цель работы
Оборудование
Схема установки
Таблица измерений
Расчет
Расчет погрешностей измерений ( где требуется)
Вывод
Ответы на контрольные вопросы .
Литература
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Чаругин В.М. Физика 10-11, М., П.,2014г.
Категория: Методические разработки | Добавил: val15 | Теги: физика, лабораторные, физика 10-11 класс лаборат, протоколы к лаборатор, методические описания лабораторных
Просмотров: 4528 | Загрузок: 461 | Рейтинг: 1.0/4
Всего комментариев: 0
avatar