Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Использование инновационных технологий в интересах личности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ

Центральное место в педагогических инновациях занимают технологии обучения, используемые в интересах развития личности обучающихся. Из большого числа личностных качеств человека (стиль мышления, предметные и профессиональные наклонности, память, речь и т.д.) остановимся на проблеме развития индивидуальной одаренности человека.

Рисунок 1 - Таксономия интеллектуальных свойств личности
Место одаренности в обобщенной структуре (в таксономии) интеллектуальных свойств личности хорошо усматривается из рисунка 1.
Одаренность конкретного человека (ученика, студента) – это совокупность его общих интелектуальных способностей с одним или несколькими видами наиболее развитых специальных способностей
Интелектуальную структуру одаренности можно представить в виде совокупности способностей, приведенную на рисунке 2

Рисунок 2 - Интеллектуальная структура одаренности

Существует и другое, альтернативное определение одаренности, данное Дж. Рензулли, которое предельно просто и наиболее полно отражает рассматриваемый признак интеллекта. По этому определению одаренность представляет собой сочетание трех личностных характеристик конкретного человека: его повышенных интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости [8].
Как видно, в определении содержится одно из важнейших свойств индивида – настойчивость в достижении поставленной цели, вызываемая соответствующей мотивацией.
Мотивация (от английского слова motivation) –побуждение к действию, направленному на удовлетворение соответствующих потребностей, интересов и желаний.
Кроме этих трех внутренних факторов мотивации и поведения человека, в состав мотивационной структуры личности большинства людей входят также идеалы, мечты и убеждения.
В простейшей модели (модель А. Маслоу) мотивации деятельности человека, обусловленной удовлетворением его личностных потребностей выделено пять групп потребностей человека:
- необходимость поддержания биологической и физиологической жизни,
- безопасность и стабильность своей жизнедеятельности;,
- самореализация личности (получение информации; приобщение к творчеству),
- самооценка и самоуважение,
- самоактуализация личности (развитие общих и творческих способностей, получение информации и т.п.).
В таблице 1 приведены некоторые из потребностей развития личности и примеры инновационных образовательных систем, технологий и методов обучения, которые реализуют эти личностные потребности.
Таблица 1
Педагогические инновации, обусловленные потребностями развития личности
Обозна-чение Виды потребностей Примеры инновационных образовательных систем и технологий обучения
Л1 Развитие общих способностей • технологии развивающего обучения (Занкова Л.В., Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В. и др.);

Л2 Развитие творческих способностей (креативности)
• технология приобщения обучающихся к творчеству (И.П.Волков);
• технологии креативной педагогики;
• исследовательские методы обучения;
• ТРИЗ – педагогика.
Л3 Развитие академических
способностей
• рациональные технологии обучения и самообучения;
• системы и технологии многоуровневого
обучения по предметам.
Л4 Развитие лидерских, художественных и психомоторных способностей
• технологии развития специальных видов способностей учащихся.

Л5 Обучение в специализированных образовательных учреждениях, профиль которых соответствует предметным и профессиональным наклонностям и интересам учащихся
• национальные и региональные образовательные системы, обеспечивающие свободный выбор типа профильной школы (общеобразовательной, лицея, гимназии);
• образовательные системы, позволяющие делать свободный выбор типа учреждения профессионального (начального, среднего и высшего) образования.
Л6 Удовлетворение образовательных интересов личности
• системы обучения, позволяющие делать свободный выбор элективных курсов и вариативных программ;
• технология группового дифференциального обучения по интересам («неградуированные школы» и др.);
• система учреждений дополнительного образования.
Л7 Учет стилей обучения
(психологической типологии личности) учащихся • технология индивидуального личностно-ориентированного обучения;
• технология личностной дифференциации обучения в гомогенных группах (технология А.С. Потапова и др.);
• технология личностно-ориентированного обучения в гетерогенных группах (технология Б. Лу Ливер и др.).

Таблица 2
Дидактические потребности в разработке и использовании инновационных технологий

Обозна-чение Виды потребностей Примеры инновационных педагогических
технологий и методов обучения
Д1 Повышение уровня
усвоения знаний • высокие технологии обучения;
• метод «погружения» в предмет;
• технология укрупнения дидактических единиц;
• стержневая, междисциплинарная и монодисциплинарная интеграция знаний;
• методика «генерализации» знаний.
Д2 Сокращение времени
на освоение учебного
материала
• интенсивные технологии, в том числе, компьютерные;
• технология использования опорных сигналов, сверхсимволов;
• использование дедуктивных методов взамен индуктивных.
Д3 Повышение уровня
мотивации обучения
• технология проблемного обучения;
• имитационные, деловые и т.п. игры;
• «викторинные» методы обучения.
Д4 Повышение уровня
эмоционально-чувственного восприятия
• мультимедиа – технологии обучения;
• ролевые игры;
• уроки – спектакли, уроки – аукционы,
уроки – КВН.
Д5 Повышение эффективности самостоятельной работы, процесса самообучения • технологии модульного обучения (Монахова В.М., Шамовой Т.И., Третьякова П.И., Чошанова А.С., Юцявичене П.А. и др.);
• технология «Дальтон-план»;
• кейс-технология обучения;
• метод коллективного обучения в «динамических парах».

Следует иметь в виду, что при формировании мотивации любого вида деятельности, особенно при обучении, надо «знать меру» создаваемого мотивационного усилия.
При превышении силы мотивации результаты деятельности, находящиеся в сфере разума человека, начинают резко понижаться.
Согласно таблице 1 к числу креативных технологий обучения отнесена высокоэффективная технология приобщения обучающихся к творчеству, разработанная к.п.н, заслуженным учителем школы РФ И.П. Волковым [2].
В педагогической литературе эту технологию иногда называют блочно-параллельной системой обучения, а чаще всего – уроками творчества. За счет особого (блочного) отбора содержания учебного материала и специфики (параллельного и взаимосвязанного) построения процесса обучения на таких уроках выявляются и целенаправленно развиваются задатки и способности обучающихся, вырабатываются качества личности и деятельности, которые обусловливают проявление творчества в любом деле.
Основная цель уроков творчества, наряду с целью приобретения и практического усвоения знаний, состоит в приобщении учеников к самостоятельной и творческой деятельности, которую они могли бы осуществить в соответствии со своими способностями и наклонностями, готовясь к профессиональной деятельности.

Литература
1. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки / Труды VIII Международной научно-методической конференции. – СПб: СПбГТУ, 2001. – 280 с.
2. Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ.ред. Б.М.Бурменской и В.М.Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
3. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики / Под науч.ред. А.Ю.Рунеева. – СПб.: ВУС, 1998. – 196 с.
4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение, 1992. – 144 с.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar