☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Файлы » Презентации » Презентация методических разработок

Нетрадиционные типы уроков
16.12.2014, 13:27
ГБОУ СПО
«Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»

доклад на тему:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ

Преподаватель: Костянова В.Н.
«Учитель, - говорил В. А. Сухомлинский,- готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости»,
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Я считаю, что найден эффективный вариант решения многих проблем. Это нетрадиционные («нестандартные») уроки. Ведь содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащихся.
"Нестандартные" уроки - понятие, конечно, условное. Речь идет о понятии, которое бы отвечало стремлению педагога к оригинальности, поиску, творчеству, при которых каждый урок удивляет, радует и обогащает учащихся.
Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Это урок, который характеризуется нестандартным подходом:
к отбору содержания учебного материала
к сочетанию методов обучения
к внешнему оформлению
По форме проведения занятия можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
. 1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нестандартной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живой журнал».
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, телеурок.
Рекомендации по проведению нетрадиционных уроков:
1. Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания
4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости
Нетрадиционные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и группа становится творческим коллективом.
Чтобы ответить на вопрос, как же все это выше изложенное реализовать, можно отметить список нетрадиционных уроков, которые я использую при проведении занятий:
1. Урок-Демонстрация
Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания дисциплины (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.).
При этом учитель сам работает на ПК, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение учащимся новой учебной информации.
2. Урок- Семинар
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики (например, выступление с докладом или его обсуждение) . Учащимся предлагается написать на интересующие их темы по информатике доклады без ограничений по объему и количеству источников. Главное условие: учащийся данную тему объясняет всей группе.
3. Урок- Экскурсия
Экскурсия имеет три основные цели:
показать «живую» информатику в управлении или на производстве,
провести профориентацию по специальности, связанные с
использованием ЭВМ, скорректировать у учащихся «книжные» и
умозрительные представления о настоящей информатике.
4. Урок – Кроссворд
Кроссворды позволяют одновременно актуализировать и
приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как
расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно
возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов
тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со
справочной литературой, побуждает интерес к углублению знаний,
вырабатывает умение довести начатое дело до конца.
На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида, в виде игры.
1. Игра в «слова»
2. Игра «вопросы и ответы»
3. Игра «Узнай пословицу и поговорку»
4. Игра «Из двух слов - третье»
В нашем учебном заведении проходят недели цикловых комиссий, цель которых, привлечь внимание учащихся к предмету, повысить мотивацию, расширить кругозор. Как правило, в это время проводятся предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, КВНы и т.д. Мною разработана командная игра - КВН для учащихся 1 курсов.
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний по информатике, воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
Задачи урока:
Образовательные (учебные) - углубление, обобщение и систематизация знаний по информатике.
Развивающие - развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Воспитательные - развитие познавательного интереса, логического мышления, культуры общения и поведения.
План урока
1. Организационный момент (знакомство с компетентным жюри)
2. Игра «КВН»
3. Подведение итогов игры
Содержание
1 конкурс «Приветствие»
Каждая команда демонстрирует свое приветствие
(оценка - максимум 5 баллов).
2 конкурс «Какие странные слова»
(оценка - за каждый правильный ответ 1 балл).
3 конкурс — Капитанов
(оценка - за каждый правильный ответ 1 балл)
4 конкурс «Узнай пословицу в оригинале» (оценка - за каждый правильный ответ 1 балл).
5 конкурс «Угадай ребус»(оценка - за каждый правильный ответ 1 балл).
6 конкурс « Домашнее задание»(оценка - максимум 5 баллов за каждое задание).
В результате проведения мною нестандартных уроков можно сделать вывод, что учащимся в целом нестандартные уроки нравятся, группы становятся общительнее и сплоченнее, что особенно важно на первых курсах. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению, на уроках также создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала.
Благодарю за внимание!
Категория: Презентация методических разработок | Добавил: kvn
Просмотров: 3707 | Загрузок: 363 | Рейтинг: 1.0/12
Всего комментариев: 0
avatar