Феномен выгорания педагогов хорошо изучен, но механизмы, которые приводят к его развитию, ясны не до конца: что способствует выгоранию, а что выступает ресурсами, способными сдерживать его развитие? Каким образом эффект этих факторов зависит от особенностей мотивации педагога?
В докладе будут представлены результаты кросс-секционного исследования на выборке из 612 педагогов школ и детских садов разных регионов страны. Исследование проводилось с опорой на теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, модель ресурсов и требований работы, а также новую модель выгорания В. Шауфели и коллег. Результаты свидетельствуют о том, что наиболее мощные организационные предикторы выгорания — ролевой конфликт, рабочая нагрузка, чрезмерная сложность работы, отсутствие обратной связи и поддержки коллег. Однако вклад этих факторов в показатели выгорания зависит от характера мотивации: у педагогов с преобладанием автономной мотивации выгорание в меньшей степени зависит от факторов среды.
Евгений Осин,
заместитель заведующего Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук
|
|
Инна Резванова,
доцент кафедры управления ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления», кандидат педагогических наук
|
|
|
Марина Пинская,
научный руководитель магистратуры «Межфакультетская кафедра образовательных систем и педагогических технологий» МГИМО, кандидат педагогических наук
|
|
Мария Лытаева,
академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук
|
|
Татьяна Канонир, академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, PhD
|
|
|
Виктория Ерофеева, стажер-исследователь Центра исследований современного детства, аспирант Департамента психологии Факультета социальных наук
|
|
|