Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2023 » Май » 18

Вузы VS колледжи: как и почему меняется структура третичного образования в России?

В постсоветский период Россия заняла лидирующие в мире позиции по охвату населения третичным образованием. Но за последнее десятилетие в его структуре произошли существенные изменения. С середины 2010‑х годов в России происходит перераспределение потоков абитуриентов между вузами и колледжами в пользу последних. Подавляющее большинство семей хотят, чтобы их дети получили высшее образование, но все больше школьников как после основной, так и после старшей школы выбирают профессиональную образовательную траекторию. Показатели охвата населения высшим образованием стабилизировались, его экспансия завершилась.

На семинаре обсудим социальные и экономические основания происходящих изменений. Остаётся ли высшее образование социальной нормой? Кто хочет и кто может получать высшее образование в России? Происходит ли увеличение спроса на СПО? Остается ли колледж транзитной стратегией поступления в вузы? Что притягивает выпускников школ в профессиональное образование и что выталкивает из высшего?

ДОКЛАДЧИКИ

Сергей Малиновский, старший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ, кандидат политических наук

Екатерина Шибанова, научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

 

Вера Мальцева, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования, академический руководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования» Института образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук

 

 

ДИСКУССАНТЫ

Ирина Абанкина, главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук 

Травкин Павел, заместитель проректора, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук 

МОДЕРАТОР

Дарья Платонова, научный сотрудник сотрудник Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов», старший преподаватель департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, научный редактор журнала «Вопросы образования»

Доклад основан на результатах исследований, представленных в следующих публикациях:

 

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России //Социологический журнал. – 2022. – №. 3.

 

Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России //Вопросы образования. – 2021. – №. 2.

 

Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. Т. 169. № 3.

 

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы ­дифференциации образовательных траекторий. // Бюллетени Мониторинга экономики образования. – 2023. – № 8.

 

Семинар проводится Институтом образования и проектной группой «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании» Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

 

Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar