☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » Архив статей конференций по воспитательной работе » Управление воспитательным процессом в группе.

Действие механизмов социального развития личности в воспитательном пространстве клуба
Действие механизмов социального развития личности в воспитательном пространстве клуба

Социальное развитие личности есть социально-педагогический процесс, заданный системой взаимосвязанных процессов индивидуального становления человека и социализации личности, результатом которого является социально активная и социально успешная индивидуальность.
Теория этого процесса многопланова и имеет сложную структуру:
во-первых, это теория индивидуальной личности М.М. Рубинштейна, разработанная в 1909 – 1920 г.г.;
во-вторых, концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, выстроенная в 1954-1969г.г.;
в-третьих, это развитая П.Ф. Каптеревым, В.П. Вахтеровым, В.И. Водовозовым и С.Т. Шацким в конце XIX– начале XX века теория создания детских учреждений в открытой социальной среде, ориентированной на введение элементов детского самоуправления;
в-четвертых, определение еще век назад С.Т.Шацким клуба как территории свободного общения людей;
в-пятых, это, безусловно, теория «свободного воспитания» Н.К. Вентцеля, ставшая известной в 1920-е годы;
в-шестых, это, конечно, достаточно молодая теория педагогической поддержки О.С. Газмана (1990-е годы ХХ века);
в-седьмых, сюда входит тоже очень молодая и еще развивающаяся педагогика индивидуальности О.С. Гребенюка, Т.Б. Гребенюк;
в-восьмых, здесь нельзя обойтись без теории социального воспитания А.В. Мудрика, получившей свое широкое развитие в 1990-х годах;
в-девятых, только еще становящаяся известной экзистенциальная педагогика М.И. Рожкова.
Всем известная позиция Ж.П.Сартра «человек представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает» нашла в свое время достойную поддержку К.Ясперсом, утверждавшим, что становление человека суть его бытие, - и поэтому процесс социального развития личности мы рассматриваем как становление сущности индивида, основной характеристикой которой является ответственность перед самим собой и окружающими, сформированная в условиях постоянного нравственного, социального, экономического выбора. Причем развитие в педагогическом контексте – это процесс становления индивидуальности, результат которого - сформированная сущность индивида, претерпевающая «достройку» и развитие в течение всей жизни.
Ведущим механизмом социального развития является эластичность личности, определяющая меру индивидуализации человека, заданную совместной деятельностью индивидов, системой принятых норм и правил их взаимодействия, устанавливающих границы их свободы и ответственности, и степень их изменения в конкретных условиях.
При этом специфика интегрального процесса социального развития обусловлена особенностями процессов как индивидуализации, так и социализации людей и функциями полей их социального развития.
Эластичность личности, толерантность, как и девиантность, асоциальность, конформность создают в совокупности педагогические поля социального развития и формируют сферы деятельности самих людей, в которых реализуются различные воспитательные системы, определяющие уникальную траекторию социального развития каждого человека.
Направление социального развития и его результат определяются выбором цели и способа организации человеком своей жизни и деятельности в конкретные периоды жизни в ответ на влияние разнообразных общественных ценностей, социальных связей, стандартизованных образцов поведения, задаваемых социальными институтами и социальными организациями, социальными группами, отдельными индивидами, функционирующими в полях социального становления.
Современное клубное сообщество – это особая форма общественной самоорганизации населения, поскольку представляет собой сообщество равноправных субъектов, создаваемое с целью позитивной реализации досуговых потребностей, самоидентификации и саморазвития человека как носителя устойчивого интереса, члена референтной группы, носителя ценностей, норм и традиций локального социума, приверженца определенного стиля в межличностном и межгрупповом взаимодействии, общении, поведении, имидже. Поэтому можно утверждать, что современный клуб является специфическим социальным институтом.
Отсюда следует, что характеристикой клуба как формы общественной самоорганизации является клубность, представленная совокупностью признаков в общении, наличии темы клуба, степени открытости и доступности клуба, клубном стиле, возрастных характеристиках членов клуба, клубном пространстве. И, следовательно, социальное развитие в клубе есть педагогический процесс развития личностной эластичности.
Организация развития личностной эластичности заключается, с одной стороны, в обеспечении человеку педагогической поддержки при создании им своего индивидуального жизненного проекта через освоение им клубного пространства и самоопределения в нем, а с другой стороны, в расширении субъект-субъектного взаимодействия с представителями различных возрастных и социальных групп, объединенных в клубное сообщество на базе общности ценностей, интересов, совместно переживаемых событий.
Многофункциональное и многомерное клубное пространство есть объективно существующая устойчивая система связей между субъектами клубной деятельности, проявляющая себя в наборе социальных ролей субъектов клуба, взаимообусловленности и взаимозависимости различных видов деятельности, системе организации общения и взаимодействия субъектов, способах организации физического или виртуального пространства клуба. Сама модель клубного пространства отражает его интегративное качество – педагогический контекст деятельности.
Если рассмотреть воспитательное пространство клуба в функциональном плане, то это воздействие клубного пространства на деятельность членов данного сообщества для достижения ценностно-смыслового единства, взаимного приятия, взаимопонимания, взаимодеятельности.
Если же взять содержательный план клубного пространства, то это разделённые смыслы деятельности, создающие возможности для развития различных сфер индивидуальности и для реализации процесса личностной эластичности в совместной деятельности членов клуба.
Сформированное клубное пространство является специфическим фактором социального развития человека, и закономерностями этого развития являются:
обусловленность развития индивидуальности социальными факторами;
эластичность взаимосвязи мотивов и целей субъектов клубной деятельности с целями, содержанием, методами и средствами клубного сообщества;
корелляция уровня развития индивидуальностей от уровня развития клубной самоорганизации;
взаимозависимость расширения клубного пространства и индивидуального социального пространства каждого члена клуба.
Закономерности работают при наличии следующих педагогических условий:
включенности людей в позитивное свободное личностно значимое общение и социальные отношения на основе признания взаимных прав и ответственности;
приоритета общечеловеческих ценностей;
признания права личности на приоритет индивидуальных интересов и потребностей;
моделирования системы внутренних взаимоотношений субъектов клубной деятельности на основе глобальных социальных ценностей: прав человека, межкультурного диалога, участия молодежи в демократической гражданственности;
сочетания в деятельности клуба уклада и традиций нации, региона, локального социума с особенностями современной культуры;
взаимосвязи молодежной инициативы и самодеятельности с социально-педагогической поддержкой;
вариативности клубной деятельности;
саморазвития и самоорганизации.
Механизмами социального развития, присущими клубному пространству, являются:
экзистенциальность личности, проявляющаяся в свободном выборе субъектом сообщества, типа клубного объединения, форм и способов участия в нем, а также меры ответственности, принимаемой индивидом за результат своего выбора и выборов своих товарищей;
многоуровневость личности, проявляющаяся в стремлении охватить многофункциональное клубное пространство, чем обеспечить развитие различных сфер своей индивидуальности, от интеллектуальной до экзистенциальной;
коммуникативность личности, проявляющаяся в стремлении к разноуровневому и разновозрастному общению в клубе.
Вышеуказанные механизмы социального становления реализуются благодаря использованию клубных технологий. Клубная технология - описание условий протекания, содержания, форм, методов и структуры, системы организации и обеспечения деятельности клуба, направленной на достижение четко осознаваемой цели.
Результатом социального развития человека в период его пребывания в клубе является его готовность к построению и реализации собственного жизненного проекта.
Категория: Управление воспитательным процессом в группе. | Добавил: reeds (01.10.2013) | Автор: Акимов Петр Александрович E W
Просмотров: 551 | Рейтинг: 1.0/8
Всего комментариев: 0
avatar