Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Методика критического мышления в процессе обучения

- Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Липецкий металлургический колледж», г. Липецк
- Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании
- Методика критического мышления в процессе обучения
- Маслова Юлия Дмитриевна, преподаватель специальных дисциплин

Способность четко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия и рабочий, ученый и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Математик должен приучить к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Если хотя бы раз обучающийся достигнет ясности понимания сути дела, внутренней связи понятий и рассуждений, то после этого ему будет трудно удовлетвориться суррогатом знаний, который дает заучивание без понимания, зубрежка без вдохновения. К состоянию полной ясности предмета изучения он станет стремиться сам, без напоминаний и принуждения, поскольку у него появиться идеал знания. И тогда к нему придет удивительное открытие: работа мысли требует несомненно меньших усилий и затрат времени, чем зубрежка. Тем самым освобождается масса времени для более глубокого понимания материала, а это в свою очередь облегчает решение задач, самостоятельного проведения доказательств теорем, которые давались с таким трудом при простом заучивании без понимания идейной стороны дела.
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» вобравшая в себя все самое лучшее в преподавании, систематизированная авторами и апробированная в 17 странах мира стала доступна всем. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения.
Можно ли заставить обучающегося активно участвовать в процессе обучения? Нет! Но творчески работающий учитель может и должен создать на занятии атмосферу сотрудничества, побуждать обучающегося делать свои критические, результативные умозаключения.
Что необходимо для студентов в изменяющемся мире – это способность анализировать информацию и решать, что является важным. Им необходимо понимать, какая информация им нужна или как собрать части информации в единое целое. Им надо уметь выразить свое отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную или ненужную информацию. Короче говоря, сегодняшние выпускники должны не просто иметь определенный объем фактических знаний, они должны стать критически мыслящими людьми. Добиться этой цели и призвана методика развития критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление – это результат хорошо спланированного занятия, процесс которого благоприятствует развитию критического мышления. Наибольшую опасность представляет введение случайных методов обучения. Где учитель просто добавляет новые стратегии ведения урока, выбирая их наугад. Бессистемное использование многочисленных стратегий методики критического мышления не научит студента мыслить критически. В результате обучающиеся учатся лучше там, где есть последовательность, ясность в процессе обучения, а не там, где методы не ясны, а ход ведения занятия непоследователен.
Структура критического мышления включает в себя три основных этапа:
I EVOCATION
II REALIZATION
III REFLECTION
EVOCATION – этап побуждения к активной учебной деятельности. Этап преследует три основные цели:
1. Вспомнить то, что известно по данной теме, проанализировать собственные знания и начать думать по теме, которая в дальнейшем будет детально разбираться.
2. Второй целью этапа побуждения является активизация обучающихся на занятии. Они должны выразить свое знание и понимание через активное мышление, письмо или речь.
3. Третьей целью этапа побуждения является аналитическое мышление, так как глубокое понимание и есть процесс связи новой информации со старой. На данном этапе пробуждается интерес и определяется цель исследования темы.
REALIZATION – этап поиска ответов из опыта собственных знаний. Студент непосредственно входит в контакт с новой информацией. Это происходит при чтении текста, просмотре фильма, прослушивании лекции или эксперименте. На этом этапе студент должен быть независим в обучении, вовлечен в активную работу. Основные цели данного этапа.
1. Увлеченность обучающихся на занятии, создание интереса к учебному процессу.
2. Стремление обучающихся создавать собственное мнение (понимание).
REFLECTION – этап размышления. На этом этапе студенты правильно формулируют новые знания на основе старых.
Основная цель данного этапа. Оценить степень реализации поставленной вначале занятия задачи; роль полученных знаний в общей системе знаний по данной теме; качество своей работы на занятии.
Студенты, обучающиеся по данной структуре, имеют на практике определенные навыки, которые ведут их в дальнейшем к успешной интеграции новых знаний с предыдущими.
При изучении каких дисциплин применима данная методика? Всех! Она используется и при проведении педагогических советов, родительских собраний и преобразует их из скучных формальных встреч в творческие мастерские единомышленников. Опыт показывает, что применение методики критического мышления на занятиях превращает студента из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса, способного самостоятельно добывать знания.
Обучающиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире. Они более открыты к восприятию новых идей и явлений. В результате выпускники, мыслящие критически, умеют более свободно формировать мысли и суждения, потому что они используют уже известные им понятия из собственных знаний. Будучи уверенными в своих знаниях, они лучше подготовлены для творческого подхода к решению проблем, для создания собственного мнения и собственных новых мыслей.
Список источников информации:
1. Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление
2. Дайана Халперн. Психология критического мышления.
3. И.О. Загашев, С. И. Заир-Бек. Критическое мышление. Технология развития.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar