☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » Архив статей конференций по учебной работе » Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании

Разработка урока по дисциплине Русский Язык
Разработка урока теоретического обучения
по предмету русский язык на тему:
«Употребление глаголов повелительного наклонения в разговорной и профессиональной речи»



Подготовил: преподаватель
русского языка и литературы
Образцова Т.И.

Осинники – 2013

Разработка открытого урока теоретического обучения
Преподаватель: Образцова Татьяна Ивановна
Профессия: повар, кондитер
Тема программы: Морфология. Глагол
Тема урока: Употребление глаголов повелительного наклонения в разговорной и профессиональной речи
Цели урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний об образовании, написании и употреблении глаголов повелительного наклонения;
Развивающие: развитие умения образовывать правильные формы наклонения глаголов, контролировать лексический материал, необходимый для общения; совершенствование различных видов самостоятельной работы; развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся, необходимых в будущей профессии (ОК 1, ОК 4);
Воспитательные: развитие положительной мотивации к изучению русского языка, творческих способностей обучающихся, а также умения работать в команде для достижения общей цели (ОК.6)
Методическая: Представить интегрированный урок как: 1 средство обобщения и закрепления материала; 2 средство взаимосвязи общего и профессионального образования;
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля изученного по данной теме
Вид урока: интегрированный
Методы урока: словесные, наглядные, практические
Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Межпредметные связи: МДК №6 «Приготовление холодных блюд и закусок»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, аудиозапись «Шум прибоя»; обучающиеся сидят группами по 5 человек(5групп)

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
1.Приветствие
– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, пришло много гостей, и мы как гостеприимные хозяева, должны поприветствовать их. Повернитесь, поздоровайтесь, улыбнитесь им.
А сейчас прикройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе»…Молодцы! Теперь начинаем работать.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку (тетрадь, ручка, учебник)

II. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
1. СЛАЙД 1,2. Запись числа, темы урока и эпиграфа
Глагол – самая огнепышущая,
самая живая часть речи.
А.Югов.
2. Фронтальный опрос
А) Что такое глагол?
Б) Какие формы наклонения глагола вы знаете?
В) Охарактеризуйте каждое наклонение.

3. СЛАЙД 3. Словарная работа
Рецепе (лат.) – взять
Задание: назовите и запишите слова, которые произошли от этого слова ( рецепт, рецептура, рецептурный).

4. Проверка домашнего задания.
Все обучающиеся поделены на 5 групп. Каждой группе дано задание – оформить и представить рецепт салата.

Задание: Капитан команды представляет рецепт, выписывает на доске все глаголы, употребленные в рецепте, и отвечает на вопрос: какие формы глагола вы использовали? (выставляются оценки)
1 группа – инфинитив,
2 группа – повелит. накл. глагола ед.ч.
3 группа – повелит. накл. глагола мн.ч.
4 группа – настоящ. время, 1лицо, мн.ч., изъяв.накл.
5 группа – настоящ. время, 1 лицо, ед.ч., изъяв.накл.

III. Работа с литературой
Учитель: Как вы думаете, какой рецепт написан правильно? Давайте обратимся к кулинарным книгам. Я раздала каждой группе книги с рецептами.
(работают с книгами)
Посмотрите, в какой форме используются глаголы в данных рецептах?
(наблюдают за глаголами)
Итак, вы видите, что в книгах также используются разные формы. Таким образом, все рецепты правильные, никто из вас ошибку не сделал. Просто каждая форма уместна для своего случая. Как вы думаете, от чего зависит выбор формы наклонения глагола? (от случая, времени, места, возраста)
Когда уместно использовать повелительное наклонение?(если вы хотите о чем-то попросить, что-то посоветовать или потребовать)
Если бы мы писали свою Кулинарную книгу рецептов, то какую форму вы бы выбрали?(выбрали бы глаголы в нач. форме, потому что мы не знаем, к человеку какого возраста мы обращаемся.)
Почему в книге для юной леди автор использует глаголы повелительного наклонения ед.ч.? (В повелительном наклонении мы увидели рецепты для девочек, именно поэтому в них употреблены глаголы повел. накл. ед.ч.)
А когда уместно употреблять глаголы в форме изъяв. накл., 1л., мн.ч., наст. вр.? (Чаще всего на ТВ, так как передача делается для зрителя, ведущий таким образом хочет быть ближе к нам. («СМАК», передача Юлии Высоцкой «Едим дома» и т.д.)
А когда мы употребляем в рецептах глаголы изъяв. накл., наст.в.,1л., ед.ч.? (Когда делимся рецептом с подругами, записываем их в тетрадь или блокнот)
Видите, как богат русский язык! А глагол, по словам писателя А. Югова, самая живая часть речи, потому что живет она вместе с нами!
Давайте подумаем, а зачем нам столько глагольных форм для создания рецептов, если есть в русском языке повелительное наклонение глагола? (Повелительное наклонение глагола - это такая форма, которую нужно использовать с осторожностью, она применима не всегда и не везде.) Н-р: Вы придете на работу в ресторан, шеф-повар с большим стажем работы попросит вас поделиться с ним каким-то рецептом, вы будете употреблять глаголы какого наклонения? Почему? (нач. ф., так как употребление формы повелител. накл. в данном случае считается неэтичным)

IV. Трудные случаи словообразования
Итак, глаголы в пов. накл. мы научились употреблять, теперь давайте вспомним об их образовании и правописании
Как образуются глаголы повелительного наклонения?
СЛАЙД 4. Лингвистическое наблюдение №1
Задание: Внимательно прочитайте глаголы? Чем они отличаются?
Месите – месите
Напишете – напишите
Помешаете – помешайте
(в 1-ом столбике глаголы изъяв. накл., 2л., мн. ч., а во 2-ом – повел. накл., мн.ч.)

СЛАЙД 5. Лингвистическое наблюдение №2
Добавьте, намажь, приготовьте, разрежьте, насыпьте, ешьте, кушайте
Посмотрите на эти слова и сформулируйте правило, когда в глаголах повелительного наклонения пишется Ь? (после всех согласных, кроме Й, в конце глаголов повел. накл. ставится Ь)

СЛАЙД 6. Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Вы ждете гостей. Приготов…те что-нибудь вкусненькое. Красиво расстав…те посуду на столе, украс…те стол цветами. Подумай…те не только о сервировке стола, но и о том, как будут веселит…ся ваши гости. Встречай… те каждого гостя с улыбкой. Если гости не знают друг друга, познаком…те их. Буд…те внимательны и вежливы со своими гостями!

СЛАЙД 7. Взаимопроверка предложенного задания (правильный вариант текста показан на доске)
V. Релакс – минутка
Издревле известно, когда человек встает под струи воды или входит в воду, происходит душевное очищение, а если он смотрит на воду, то сразу успокаивается. Давайте мы сейчас закроем глаза, представим на минутку, что мы на реке, озере или море (кому что ближе) и под шум прибоя и красивой музыки попытаемся отвлечься от происходящего
(прослушивание музыки «Шум моря»)
VI. Блиц-опрос по культуре речи «Подбери словечко» Давайте поучимся общаться в среде профессионалов.
СЛАЙД 8. Задание: Вставьте слово, употребив его правильно. Запишите эти слова в тетрадь, поставив в них ударение.
Перед работой на кухне необходимо … фартук. Продукты нужно … в чистую посуду. Свекольник без … не получится. В жаркий летний день вместо свекольника полезно приготовить зеленый суп из … . Для приготовления творожной запеканки нужен свежий … . На десерт мама испекла два вкусных … и достала кисленький … компот.

СЛАЙД 9. Проверь себя!
Учитель: Молодцы! А давайте теперь вспомним употребление корня лож. Образуйте слова с этим корнем и запишите их в тетрадь. Какой вывод можно сделать, глядя на эти слова? (в глаголах без приставки не употребляется)
А какой синоним есть у слова ПОЛОЖИТЬ? (класть)
А как употребляется глагол класть? (С приставкой никогда не употребляется)
СЛАЙД 10. Запомни!
VII. Проверочный тест (раздается каждому)
1. Глагол отвечает на вопросы:

А) какой?
Б) кто? что?

В) что (с)делать?
Г) как? когда?
2. Сколько у глагола наклонений?

А) 1
Б) 2
В) 8
Г) 3


3. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:

А) что делал(а)?
Б) что делаю?
В) что (с)делать?
Г) что сделав?


4. Какой из глаголов употреблен в повелительном наклонении?

А) уберу
Б) уберите
В) убрал бы
Г) уберет


5. Повелительное наклонение глагола образуется с помощью:

А) суффиксов -А, -Я
Б) суффиксов -СЯ, -СЬ
В) суффиксов-УЩ, -ЮЩ
Г) суффикса -И

6.Сколько спряжений у глагола?

А) 2
Б) 1
В) 3
Г) 5


Ключ к тесту

1. в
2. г
3. в
4. б
5. г
6. а

VIII. Домашнее задание (СЛАЙД 11)
Напишите памятку «Правила поведения за столом», используя глаголы в повелительном наклонении
IX. Подведение итогов урока
– Огромное спасибо всем за активную работу. Я надеюсь, что с тестом все справились, на следующем уроке я озвучу оценки.

X. Синквейн (СЛАЙД 12)
А сейчас возьмите в руки листок со смайликом и дорисуйте, пожалуйста, мордашку согласно вашему настроению на уроке. Спасибо за урок!

СЛАЙД 13. Спасибо за сотрудничество!
Категория: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании | Добавил: ТатьянаО (29.05.2013) | Автор: Образцова Татьяна Ивановна E
Просмотров: 757 | Теги: русский язык, урок, профессия повар | Рейтинг: 1.0/8
Всего комментариев: 0
avatar