Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Excel – мощный инструмент в руках педагога

Сегодня уже ни для кого не ново требование к педагогическому составу - применение ИКТ-технологий в профессиональной деятельности. Изучение новых приложений, информационных средств, современных сервисов на данном этапе информатизации образования является необходимой, актуальной деятельностью преподавателей. Мы по-новому смотрим на известные нам программы и приложения.
С введением новых федеральных стандартов в образовании одной из основной деятельности учителей и преподавателей становится мониторинг учебных достижений обучающихся. И первым помощником здесь становится редактор электронных таблиц Excel. В одних руках - это просто таблица, в других – это средство создания таблиц с автоматической обработкой данных, представление их в графическом виде, тест, журнал, кроссворд, анкета, портфолио, база данных и т.д. Много возможностей содержит в себе данное приложение стандартного пакета офис.
Реализуя систему контроля, оценки учебных достижений учащихся, мы создаем интерактивный тест, кроссворд, по выполнению которых программа представляет верные и ошибочные ответы, объективно выставляет отметку. Создавая тестовую программу, отвечаем на ряд вопросов: как задавать вопрос и каким-то образом принимать ответ, анализировать его и в зависимости от назначения либо давать рекомендации и показывать правильные ответы, либо ставить оценку с демонстрацией правильных ответов, либо делать и то и другое. В одном случае можно обойтись простыми текстовыми вопросами, в другом необходимо, чтоб машина сама генерировала вопросы, в третьем может понадобиться вывод графической информации, а иногда может понадобиться установить ограничение времени на ответ... Что делает наши разработки такими «умными»? Это встроенные функции, но если воспользоваться встроенными макросами (VBA), то можно получить или создать приложение практически любой сложности и любого назначения.
Для проведения мониторинговых исследований создается банк элек-тронных анкет по различным направлениям мониторинга образовательной деятельности: удовлетворенность образовательным процессом, готовность и результативность по различным видам практики, уровня воспитанности, анкетирование студентов выпускных групп при прохождении самооценки психологической и технологической готовности к профессиональной деятельности. В целях оптимизации деятельности были разработаны анкеты с автоматической обработкой данных.
Студенты проходят анкетирование с помощью опросников, созданных в табличном редакторе Excel, анкетных формах, созданных средствами текстового редактора Word. Обработка анкетных данных производится в среде электронной таблицы с использованием формул, позволяющим автоматизировать подсчет и представление данных. Табличные данные позволяют представить информацию в графическом виде: графики, диаграммы.
Фиксация достигнутого и его обработка тоже эффективна в электронной таблице. Введение электронного журнала успеваемости, в котором отражены все контрольные точки, их коэффициент значимости позволяет объективно оценить успехи, проследить динамику изменений обученности каждого обучающего. На уровне преподавания учебных дисциплин педагогам колледжа были предложены шаблоны электронных журналов, созданных в среде табличного редактора и базы данных. Использование компьютера позволяет педагогу отойти от привычной системы оценок, использовать самые различные: балльные, рейтинговые, накопительные и т.п. и на их основе строить свою, согласуя её с общепринятой. Использование электронного журнала в работе преподавателя позволяет эффективно проводить анализ деятельности учащихся, мотивировать итоговую оценку, организовать контроль за успеваемостью родителями, а также самоконтроль обучающимися.
Со студентами педагогического колледжа на занятиях информатики мы создаем подобные журналы, как для учителя-предметника, так и для классного руководителя. Это, и журналы с рейтинговой системой оценивания с фиксацией контрольных точек, и традиционные с фиксацией посещаемости и успеваемости, это журналы и по четвертям, и по классам.
А сколько времени тратит куратор (классных руководитель), заполняя каждый семестр (четверть) ведомость успеваемости с подсчетами всех показателей: средний балл по предметам и по учащимся, количество студентов, закончивших на «5», на «4» и «5» и т.п. и (чего греха таить) количество студентов с «н/а», «2»? С таблицей Excel эта работа не становится нудной и долгой.
Куратор, который вел мониторинг успеваемости группы по семестрам, в считанные минуты может на его основе создать сводную ведомость для приложения к диплому, при этом обучающиеся заранее могут оценить свой шанс на получение диплома особого образца (если считаются количество оценок каждого достоинства).
Остановлюсь еще на одной деятельности, без которой не обходится ни один педагог, ни один обучающийся – это создание электронного портфолио. Электронная таблица позволяет зафиксировать все достижения обучающегося, педагога. «А как же красота?» - спросите вы. И здесь же Excel не уступает перед другими приложениями пакета офис. Работа с информационными объектами (картинки, ссылки, оформление, текст, wordArt, клипы и т.д.) одинакова. Мною был разработан шаблон портфолио для студентов в соответствии с существующим одноименным положением по каждому этапу обучения (рис.1,2).
В данной статье приведено несколько примеров использования электронных таблиц в профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности студентов, но и этого достаточно для интенсификации труда учителя. Создав однажды информационный продукт в табличном редакторе, пользуешься им многократно.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar