Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Электронный учебник как средство формирования информационной культуры студентов.

Преподаватель ГБОУ СПО «АМТ» КК
Струкова Е.А.

Современный мир характеризуется высоким уровнем информатизации. Информационные технологии проникают во все сферы жизни человека, в том числе в образование. Внедрение компьютерной техники в сферу образования привело к его информатизации, заключающееся в использовании информационных технологий в процессе обучения с целью его оптимизации и активизации учебно-познавательной деятельности студентов. В качестве среды, обеспечивающей методически правильную подготовку и выдачу студенту учебного материала и решающей задачу управления познавательной активностью обучаемых, выступают учебные электронные издания .[1]. Информатизация образования – это важная составляющая стратегии развития образовательных процессов, что проявляется в повышении их качества, развитии мотивации студентов. Под информационными технологиями понимается «не что иное, как самый современный способ и механизм для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации о различных предметах, объектах и явлениях» [1, с. 104].
Современное образование отличается высокой степенью информационной насыщенности. Этим обусловлена актуальность применения информационных технологий при изучении различных предметов в средних специальных заведениях. Необходимость новых методов обучения приводит к появлению уникальных электронных изданий, которые вбирают в себя теоретическую информацию, практические задания, фото- и аудио-материалы. Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: простота и удобство обращения; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предоставления образовательной услуги; полнота передаваемой информации.
Основная задача электронных учебников на этапе получения новых знаний заключается в привлечении в процесс обучения иных, нежели традиционный учебник, возможностей человеческого мозга, в частности, слуховой и эмоциональной памяти, с целью максимального облегчения понимания и запоминания наиболее существенных понятий, утверждений и примеров [3]. Основные фрагменты учебника или темы наряду с текстом и иллюстрациями содержат аудио- или видеозапись лекторского изложения материала. Лектор дает свое понимание изучаемого предмета, расставляет необходимые смысловые акценты, которые трудно бывает передать в обычном учебнике. Текстовая часть сопровождается многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом [4].
Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении предметов. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Использование современных методов обучения студентов в техникуме, а именно – электронных учебников, улучшает качество знаний, ускоряет процесс получения информации. Рациональное применение электронных средств образования при изучении программы «1С: Торговля и склад» способствует быстрому усвоению материала, позволяет студентам формировать общие и профессиональные компетенции и повышает их мотивацию к получению новых навыков и умений.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности студентов. Можно самостоятельно проверить свои знания. Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех студентов, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс меняет идеологию обучения, которой сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам, свобода в выборе форм, технологий, принципов получения знаний и информации. Следовательно, применение электронных учебников способствует не только осознанному и прочному запоминанию основных понятий и алгоритмов деятельности изучаемого учебного курса, но и творческому их применению
Двусторонние отношения преподавателя и студента в образовательном процессе позволяют организовать управление обучением, как со стороны первого, так и со стороны второго. Традиционно преподаватель осуществляет управление усвоением учебного материала через периодический контроль с помощью тестов различного уровня или выполнения письменных работ. Вынужденные ожидания студентами помощи от преподавателя для проверки и коррекции своих действий приводят к слабому усвоению курса, снижению их познавательной активности, как следствию, неуспеваемости и низкому качеству знаний.
Повышению эффективности обратной связи между студентами и преподавателем, позволяющей контролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнивать их с выдвинутыми целями и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебный процесс, способствует электронный учебник, содержащий системы контроля и коррекции знаний.
Электронный учебник с элементами искусственного интеллекта является эффективным обучающим средством, имеющим множество достоинств. Студенту он может предлагать маршрут в гипертексте учебной предметной области, задавать вопросы, получать ответы, использовать различные обучающие воздействия, контролировать качество обучения, выполнять некоторые иные функции, например, справочные. Другими словами - человек и компьютер могут вести продуктивный диалог в режиме обучения.
Несмотря на достоинства и дидактические возможности современных программных средства учебного назначения, в существующей практике многие достижения, реализующие концептуально новые решения в области разработки компьютерных информационных технологий, используются недостаточно.
Применение электронных учебников в процессе обучения специалистов основных экономических специальностей способствует повышению эффективности дидактического процесса на мотивационном этапе, этапах функционирования и управления учебно-познавательной деятельностью в силу основных и дополнительных особенностей. Студенты пользуются электронными материалами и в домашних условиях. Непосредственное взаимодействие с электронным учебником формирует умения и навыки работы с компьютерными технологиями, развивая информационную культуру. Таким образом, внедрение новых информационных технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить качество подготовки специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: учеб. пособие/Под ред. Ю.Г. Древса. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2003.-236с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192с.
3. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 336с.
4. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 70-77.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar