☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » Архив статей конференций по учебной работе » Применение информационных технологий в профессиональном образовании.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IT ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ
Статья посвящена использованию IT технологий на интегрированных уроках по делопроизводству. Приводятся примеры из практики, дается оценка эффективности применения IT технологий на разных этапах уроков. Делается вывод о практическом значении использованием средств IT для обучающихся по профессии делопроизводитель.
Ключевые слова: интегрированный урок, IT технологии, делопроизводство, цель, структура, содержание, компонент, мотивация, творчество, интернет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IT ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

Основной задачей образования в СПО на современном этапе является формирование конкурентоспособного рабочего. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. ФГОС третьего поколения, направлены на реализацию этой задачи.
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития современного образовательного процесса. Не является исключением и наш техникум. В последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться преподавателями при изучении большинства учебных предметов.
Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения предметов, развить эрудицию. А интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Стремление к развитию интереса у обучающихся, интенсификация их учебной работы на уроке требует организации учебного процесса по предмету так, чтобы он соответствовал запросам современной жизни. Поиски новых подходов в обучении привели нас с коллегой – мастером производственного обучения, к использованию интегрированных уроков по делопроизводству и производственному обучению с применением информационных технологий.
Интегрированный урок относится к группе технологий, которая представляет собой стремление уйти от традиционного подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и нам позволил привести его к связи с производственным обучением, т.е. к связи с жизнью.
При подготовке к проведению интегрированных уроков мы отрабатывали технологию взаимодействия преподавателя делопроизводства и мастера производственного обучения, последовательность и порядок действий, содержание и методы преподнесения и отработки материала.
Использование информационных технологий на уроках позволило создать дополнительные возможности по следующим направлениям:
 обеспечен доступ к большому объему учебной информации;
 образная наглядная форма представления изучаемого материала;
 поддержка активных методов обучения;
 видна связь между теоретическими знаниями и профессией.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают интерес к будущей профессии, служат развитию у обучающихся воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Продолжительность интегрированных уроков нами была выбрана 1 час 35 мин. (45мин. – теоретическое обучение, 90 мин. – учебная практика).
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Известно, что интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Мы поставили задачу интегрировать все эти компоненты.
Цели мы формулировали совместно: так на урок «Документооборот», дидактическая цель – совершенствование знаний учащихся по теме «Документооборот»; развитие профессиональных навыков учащихся через создание учебной базы регистрации документов; оперирование имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепление умений и навыков работы с электронной базой регистрации документов. На урок «Служебное письмо» цель - совершенствование знаний по теме «Служебное письмо. Письмо-приглашение»; формирование навыков работы над учебным проектом, развитие профессиональных навыков учащихся через создание письма – приглашения на ПК, рассылка письма приглашения в несколько электронных адресов. На урок «Резюме» цель - формирование знаний учащихся по теме «Резюме»; обучение созданию резюме, оперирование знаниями при создании резюме без опыта работы, закрепление умения вычленять проблемы, совершенствование навыков работы в интернете: поиск сайтов для размещения резюме, обучение применять полученные знания в жизни.
Если взять содержание, то для интегрирования в нем можно выделить любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, а также объединяемые в одном уроке теоретические знания и практические навыки, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал. Для нас системообразующим фактором в организации уроков является объединяемые в одном уроке теоретические знания и практические навыки, и именно этим определяется методика и технология их построения.
В содержании мы интегрировали такие компоненты из учебного курса «Делопроизводство» и учебной практики, как теоретические понятия, принципы создания документов, определения, проблемы и практические навыки и умения работы на ПК и в Интернете.
Подготовка к интегрированным урокам носит творческий характер. В ходе подготовительной работы мы определили:
 мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
 состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
 ведущий системооообразующий и вспомогательный компоненты;
 форму интегрирования;
 характер связей между соединяемым материалом;
 последовательность расположения материала;
 методы и приёмы его предъявления;
 выбранные IT технологии для каждого этапа урока;
 методы и приёмы переработки обучающимися нового материала;
 способы увеличения наглядности учебного материала;
 распределения ролей учителя и мастера производственного обучения;
 критерии оценивания эффективности урока;
 форму записи подготовленного урока;
 формы и виды контроля общих и профессиональных компетенций.
Форму интегрирования, зависящую от цели урока и выбора системообразующего компонента, мы выбрали деятельностную, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применение в новых условиях. Иными словами, изученный теоретический материал, обучающиеся закрепляли на уроке производственного обучения, совершенствуя знания и применяя их при самостоятельной работе на ПК по созданию документов, их регистрации и рассылке. А использование информационных технологий на уроках позволило лучше увидеть связь между теоретическими знаниями и профессией обучающихся.
После того как определили цель урока, интегрируемые блоки, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, выявили связи, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. Мы использовали связи управления, которые чаще всего имеют место там, где идёт изучение способов умственной и практической деятельности, которые могут быть перенесены из теории в практику. Фактически речь идёт о функциях изучаемого предмета «Делопроизводство» в будущей профессии секретаря. На уроке по теме «Резюме» в теоретической части обучающиеся изучили виды резюме, способы создания, «подводные камни», встречающиеся при создании резюме, а на учебной практике – учились самостоятельно создавать и набирать на компьютере свои варианты резюме. На уроке по теме «Документооборот» в теоретической части обучающиеся изучили этапы обработки входящих документов, этапы обработки исходящих документов, а на учебной практике – происходило развитие профессиональных навыков через создание учебной базы регистрации входящих и исходящих документов. На уроке по теме «Служебное письмо. Письмо-приглашение» в теоретической части шло углубление и совершенствование знаний по теме, формирование навыков работы над учебным проектом «Судьба делового письма в России». На учебной практике – учились создавать, оформлять и рассылать письма-приглашения по нескольким электронным адресам.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение обучающихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности: коллективизма, взаимопомощи. На интегрированных уроках мы использовали парную, фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Группу делили на подгруппы: «Отдел входящих документов» и «Отдел исходящих документов», «Резюме начинающих» и «Резюме секретаря», «Делопроизводители» и «Секретари». Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует навыки командной работы и учит сохранять благоприятный микроклимат команды. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
При выборе методов и средств обучения мы опирались на современные информационные технологии, которые позволяют оптимально использовать наглядность, комбинированные формы представления информации – теоретические данные, звук, графическое изображение, анимацию, обработку и хранение больших объемов информации, доступ к ресурсам интернета. Учебный материал представляли в образной наглядной форме: на каждом уроке использовали презентации, в том числе с использованием триггеров, учащиеся защищали учебные проекты, выступали с докладами. Проведение подготовленных личных и командных презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал. Достижение и поддержание состояния сотрудничества в групповой работе обеспечили качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков.
Визуализация позволила увеличить объем изучаемой информации. Для обеспечения яркости и наглядности представления учебного материала, а также для его изучения в более доступной и интересной форме на каждом уроке использовали разнообразные задания на интерактивной доске в программе Smart Notebook File. Так, на уроке по теме «Документооборот» обучающиеся правильно выбирали и расставляли последовательность обработки входящей, исходящей и внутренней корреспонденции. На уроке по теме «Служебное письмо» - соотносили название и содержание функций делового письма, выбирали из перечня необходимые реквизиты и создавали макет письма – приглашения. На уроке «Резюме» - расставляли последовательность пунктов резюме, убирали ненужную информацию, добавляли недостающую, подбирали к различным видам резюме черты их характерных особенностей, составляли макет современного резюме.
На учебной практике обучающиеся работали на ПК: создавали письма – приглашения и по электронной почте отправляли на разные адреса; производили электронную регистрацию входящей, исходящей и внутренней корреспонденции, создавали резюме.
Какие же задачи мы попытались решить с использованием средств IT?
Если говорить о выполнении социального заказа, то наши учащиеся прекрасно владеют «компьютерной грамотностью» и надеемся, что в дальнейшем станут хорошими специалистами в избранной профессии. В развитии личности IT технологии также играют немаловажную роль: развиваются мышление; умения экспериментально-исследовательской деятельности; формируется информационная культура; обеспечивается доступ к ранее недосягаемым образовательным ресурсам.
Происходит интенсификация учебно-воспитательного процесса: повышается эффективность и качество обучения; углубляются межпредметные связи за счет интеграции информационной и предметной подготовки; поддержка активных методов обучения; усиливаются мотивации обучения.

Список литературы
Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс (пер. с англ); 2 – е изд.; испр. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – С. 221
Бравина М. А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика; ж. Преподавание истории и обществознания в школе.- 2007.- № 10.- С. 12
Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании; ж. Информатика и образование. – 2000. - № 1. – С. 86 - 87
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: (учебное пособие для высших педагогических учебных заведений); М.: Академия, 2003. – С. 188
Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов педвузов, Под ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов – на - Д; 2005. – С. 189
Крымова Л. Н. Интерактивная доска на уроках математики; ж. Математика в школе. – 2008. - № 10. – С. 31 – 39
Кузнецова Е.Н., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции; СПб: Образование; 1998 – С 48
Лялина В.Н. Интегрированные уроки – одно из средств развития интереса к учебным предметам; ж. Начальная школа; 1995 - №11 - С. 21-25
Пайгусов А. И. Интегрированный урок как форма организации интегрированного обучения; ж. Преподавание истории в школе; 2007 - № 10 - С. 41
Панкова Е. В. Практические работы по поиску в Интернете как элемент формирования информационной культуры учащегося; ж. Информатика и образование. – 2007. - № 4. – С. 71 – 73
Сидельникова Т. Т. Компьютерный контроль знаний при изучении социально-политических дисциплин; ж. Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 53 – 60
Категория: Применение информационных технологий в профессиональном образовании. | Добавил: vera (29.04.2013) | Автор: Вера Ивановна Строкач E
Просмотров: 2015 | Рейтинг: 1.0/7
Всего комментариев: 0
avatar