Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Эстетика урока информатики, информационных дисциплин

Информатика – на сегодня не только учебная дисциплина, но и требование эпохи: ни один грамотный человек не сможет адаптироваться в современном обществе, полностью отказавшись от знаний в этой области. Не секрет, что информатика как дисциплина сопровождает современную школу уже не первое поколение, но, несмотря на это, информатика – дисциплина, которую с легкостью осваивают молодежь. Такое положение информатики в обществе, в образовании ставит перед преподавателем различные проблемы. Какие разделы информатики необходимо в совершенстве знать каждому человеку, чтобы адаптироваться в современном информационном обществе? Ранее информатика в значительной мере была ориентирована на программирование, а во главу угла в учебных программах ставилось изучение алгоритмизации и всевозможных прикладных программ. На сегодняшний день акцент смещается в сторону информатизации во всех ее проявлениях, а компьютер и программное обеспечение рассматриваются в основном как инструмент, с помощью которого современный человек может реализовать себя в профессии. В первую очередь, значение информатики как учебной дисциплины приобретает прикладной характер. Это наблюдается и при переходе к стандартам нового поколения среднего профессионального образования, т.к. данные стандарты подразумевают наличие информационно-коммуникационных компетенций, которые формируются, безусловно, при изучении всех дисциплин, но основной дисциплиной, которая обязана положить начало их глубокому и прочному формированию, должна стать информатика. Попробуем выяснить, в чем заключается эстетическая составляющая информатики.
Эстетическое содержание информатики
Эстетика - наука о прекрасном. Что есть прекраснее в нашем понимании? Что действительно прекрасно, а что вызывает диссонанс в душе, когда мы видим, слышим или чувствуем. Наверное, не одному преподавателю информатики приходилось видеть работы студентов, выполненные с соблюдением некоторых требований и, вроде бы, по отдельности все хорошо, но восприятие целого не дает ощущения прекрасного.
Современный человек, обладая компенсациями в области информационно-коммуникационных технологий, должен уметь, прежде всего, творить, а именно: создавать информационный продукт, который будет использоваться в его деятельности, который предназначен для многократного использования другими людьми, и как следствие - этот продукт должен подчиняться законам эстетики. Такое требование характерно для всего: будь то решение задачи в рамках урока, оформление документа по образцу, оформление документа с соблюдением предъявляемых требований, проект, выполненный в виде презентации, графическое изображение, буклет, программа, написанная на языке программирования. Этот список можно продолжать долго. Задача преподавателя информатики – сформировать это эстетическое видение готового информационного продукта, чтобы в дальнейшем, в своей профессиональной жизни студент как будущий профессионал влился в информационное общество с позиции «свой среди своих». Рассуждая на тему эстетической составляющей информатики необходимо определиться, какие принципы эстетического восприятия окружающей среды характерны для человека, что в нашем представлении не вызывает разлад, а, наоборот, порождает чувство гармонии, желание творить, творчески мыслить.
Законы красоты и разделы информатики
АБСТРАКЦИЯ
Информатика – прежде всего, наука, которая сформировалась с появлением компьютерной техники, с необходимостью создавать программы для компьютера, и как следствие: вначале своего становления как школьной дисциплины задачей информатики являлось требование сформировать алгоритмическое мышление, научить писать программы на языке программирования. Вспомним такой раздел информатики как алгоритмизация. Немаловажную роль в усвоении базовых знаний в этой области играет графическое представление алгоритма. Вообще понятие алгоритма было известно науке задолго до появления информатики, но с появлением программирования нам предоставлена возможность создавать сложные алгоритмы, используя графические средства, таким образом, алгоритм представляет собой уже не словесное описание последовательности действий для решения поставленной проблемы, а наглядное визуальное представление всего решения в целом. Разве это не прекрасно? Увидеть решение задачи целиком, в один миг, а не читать словесные изыскания, с возможными вариантами действий, вчитываясь и пытаясь удержать в памяти прочитанное? Увидеть самому и научить видеть эту красоту абстрактного представления – задача преподавателя. Одним из этапов решения задачи на ЭВМ является её формализация и построение математической модели. Перевод постановки проблемы на язык математики, ввод абстрактных переменных, констант, нахождение математических зависимостей – процесс, требующий от студента владения математикой как инструментом, позволяющим решить проблему. И от правильности оперирования этими знаниями зависит правильность решения задачи. Увидеть красоту в простоте абстрактной модели, умение перевести проблему из жизни на язык абстрактных формул – это должно приносить удовлетворение, сравнимое с тем, какое чувство испытывает художник, сделав набросок будущего полотна. Взрастить и привить это ощущение – также задача преподавателя.
ЗАКОНЫ ЦВЕТА, СИММЕТРИЯ, ПЕРСПЕКТИВА, ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Сегодня большую часть учебного времени в курсе дисциплины информатика занимают информационно-коммуникационные технологии, это веяние информационного общества нашло отражение даже в названии самого предмета . Одним из разделов учебной программы являются технологии обработки графической информации. Но нельзя забывать, что графика, пусть даже и компьютерная, неотделима от таких понятий, как симметрия, перспектива, цвет и многое другое. Можно обучить технологии обработки и создания изображений с помощью конкретных графических программ, но не привив студенту чувство прекрасного на уровне восприятия всего изображения в целом – нельзя подготовить специалиста, который сможет профессионально использовать эти знания в своей взрослой жизни. Уверена, что многие преподаватели информатики на практических занятиях по графике сталкивались с работами студентов, которые оценить можно только на неудовлетворительную оценку. И вроде бы все технологические приемы соблюдены, работа выполнена, но если сравнивать с живописью – такие работы являются каракулями младенца. С чем это связано? Причина в том, что, не научившись рисовать в детстве, не чувствуя гармонию цвета и форму, студент испытывает чувство неприятия, неуверенности в себе: раз он не умеет рисовать от руки, то и с помощью графического редактора он ничего сделать не сможет. Для решения такой проблемы, несмотря на нехватку часов, необходимо обязательно отводить время на изучение таких понятий, как цвет, гармония цвета, перспектива, золотое сечение, пропорции и т.п.
Сегодня в разделе компьютерной графики изучаются цветовые модели - способы получения цвета: RGB (красный, зеленый, синий), CMY (голубой, лиловый, желтый). Каким же образом достигается гармония цвета? Категорично ответить на этот вопрос невозможно. Но показать на уроке на примере полотен искусства художественные возможности цвета – это необходимость, которая в дальнейшем позволяет сформировать чувство прекрасного на основе непреложного авторитета великих художников, а не мотивируя тем, что «я сказала так делать нельзя», ведь подростковый возраст – как раз тот период который подвергает сомнению авторитет взрослого человека, но авторитет великих художников неоспорим, так как доказан временем.
Работая с творческими проектами, в которых необходимо уделять внимание цветовому восприятию, немаловажное значение приобретает направление дизайна. Дизайн – это возможность визуальными средствами подчеркнуть достоинства окружающего нас материального мира, создать ощущение эстетического комфорта и гармонии. К сожалению, в рамках информационных дисциплин не всегда находится достаточно времени для глубокого изучения данного направления, основные принципы изучаются фрагментарно в рамках специальных предметов, в тех вопросах, которые непосредственно затрагивают внешнее восприятие информационного продукта. Например, при оформлении текстовых документов, презентаций, буклетов можно рассматривать такие разделы дизайна, как сочетание шрифтов, сочетание цветов, стили текста, макетирование документа и.т.д.
Коммуникационные технологии стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня требованием времени является умение человека, используя web – технологии предоставить информацию о себе, выразить активную жизненную позицию путем публикации своих мыслей в глобальной сети. НЕ за горами время, когда каждый чиновник, служащий, бизнесмен должен будет уметь формировать, распространять информационный контент. Но тогда, такой раздел, как web дизайн, нельзя оставить без внимания. А основу дизайна составляет эстетическое оформление: умение подчеркнуть достоинства предоставляемой информации, не отпугнуть потенциального потребителя информационного продукта неумелым сочетанием цвета, шрифтового оформления, объемом предоставленного материала, качеством графических иллюстраций и т.п. Говоря о таких информационных продуктах, как открытка, буклет, страница сайта и т.п. нельзя не обратиться к такому принципу эстетического восприятия, как композиция. Готовый продукт представляет собой совокупность частей, и одновременно все составляющие являются единым целым. Великий греческий философ Платон (429-347 гг. до н.э.) вывел правила, положенные в основу композиции. Одно из таких правил гласит: «композиция состоит в том, чтобы искать, находить и воспроизводить многообразие в единстве». Еще один закон композиции, основой которого является царица наук математика – закон золотого сечения. Этот закон учит определять «центр интереса» или, по-другому, точку в изображении, в которой необходимо разместить основной объект или сюжет и который будет привлекать основное внимание. Золотое правило необходимо тогда, когда есть необходимость отойти от симметрии. Не секрет, что в основу большинства электронных документов положена такая форма представления информации, как прямоугольник: окно программы имеет прямоугольную форму, область графического изображения имеет прямоугольное представление и определяется разрешением по горизонтали и вертикали, внешний вид слайда презентации имеет прямоугольную форму, страница сайта, отображаясь в окне браузера, ограничена прямоугольной областью и т.д. Правило золотого сечения гласит: «чтобы разделить прямоугольник на неравные части таким образом, чтобы эти части имели эстетически правильные пропорции между собой и по отношению к целому, нужно, чтобы отношение самой маленькой и самой большой частей равнялось отношению самой большой части и целого». Таким образом, для правильного эстетического восприятия компьютерного изображения необходимо, чтобы оно, так же, как и в изобразительном искусстве, архитектуре, подчинялось правилу золотого сечения. Продолжая говорить о такой категории эстетического восприятия, как композиция, необходимо сказать, что с точки зрения художественного искусства, композиция бывает симметричной и ассиметричной. В первом случае массы равными частями распределяются по обе стороны симметрии картины. Такой тип композиции обычно подбирается для строгих и торжественных сюжетов, когда необходимо передать ощущение порядка и единства. В противоположность этому, ассиметричная композиция – свободное и неодинаковое распределение элементов ансамбля, чьи массы при этом находятся в равновесии. Данный стиль более подходит динамическим, выдуманным сюжетам. На примере своего опыта сформулируем правило, которое применяем при обучении студентов графике, основами дизайна, при выполнении творческих проектов в виде открыток, графических сюжетов, сюжетов фотографий, оформлении слайдов презентации, т.е. там, где мы сталкиваемся с прямоугольником и композицией объектов внутри его области. Правило следующее: «Необходимо представить себе, что ваш прямоугольник – эта картина, висящая в пространстве на одной нитке, прикрепленной к центру верхней стороны. Посмотрите на картину, а ровно ли она висит?». Можно еще долго приводить примеры из области компьютерной графики, потому что графика, хоть и компьютерная, сегодня это вид искусства, а искусство и эстетика неотделимые понятия.
КРАСИВЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ
Говоря об эстетической составляющей информатики и информационных дисциплин, нельзя забывать о том, что чувство прекрасного формируется у студентов непосредственно на уроке. От того, как преподаватель строит урок, какие приёмы и методы использует, как преподносит материал, зависит эстетическое восприятие информации. Нельзя забывать и о такой форме обучения, как самостоятельная работа студента. Как заинтересовать, убедить, научить работать самостоятельно? На помощь может прийти эстетика! Человек с удовольствием будет заниматься теми видами деятельности, которые приносят удовлетворение. Необходимо облачить задание, направленное на изучение нового материала в форму творчества. Увидев продукт своего труда, студент либо получит удовлетворение от чувства прекрасного, от заслуженной отличной оценки, либо, увидев свои ошибки, сравнив свою работу с работами сокурсников, захочет исправить и получить заслуженную «пятерку». Такими мелкими шажками, от задания к заданию, от урока к уроку, от темы к теме постепенно формируется эстетическое восприятие окружающего мира, чувство прекрасного, которое позволяет увидеть красоту и в красиво оформленной презентации, и в графическом изображении, и в текстовом документе, и в хорошо структурированных данных, и в программе, написанной самостоятельно с учетом того, что создается программа не для «себя любимого», а для нужд других пользователей и соответственно должна подчиняться законам эстетики, должна иметь дружественный и интуитивно понятный интерфейс, а без этого она никому не нужна. Основатель теоретического и системного программирования, создатель сибирской школы информатики Андрей Петрович Ершов утверждал что «программирование обладает богатой, глубокой и своеобразной эстетикой, которая лежит в основе внутреннего отношения программиста к своей профессии, являясь источником интеллектуальной силы, ярких переживаний и глубокого удовлетворения. Корни этой эстетики лежат в творческой природе программирования, его трудности и общественной значимости» .
ЗАКОНЧЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА И ЕГО ПОЛЕЗНОСТЬ
Задача преподавателя научить видеть прекрасное в законченном информационном продукте, а это невозможно без ориентации на профессиональную значимость изучаемого материала. Немаловажное значение в этом отводится такой дисциплине, как информационные технологии в профессиональной деятельности, которые и призваны научить и показать, как можно использовать знания информационно-коммуникационных технологий в приложении к конкретной сфере деятельности. И такая категория, как полезность, тоже сродни прекрасному. Не может прекрасное быть бесполезным и наоборот, не бывает бесполезное – прекрасным.
Список литературы
1. Занкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 79с.
2. Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // Кибернетика. 1972. - № 5. С. 95-99.
3. Захаров В. Н., Подловченко Р. И., Фет Я. И. История информатики в России: ученые и их школы . М: Наука, 2003. 486 c.
4. Основы живописи. СПб.: АОЗТ «Весант», 1994. 128с.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar