☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 1. Состояние и перспективы профессионального образования в России

Непрерывность образования в профессиональной подготовке учителя технологии в условиях перехода на ФГОС
Бородина Татьяна Леонидовна
к.п.н., доцент кафедры управления развитием профессионального образования
БОУ ДПО (ПК)С «Чувашский республиканский институт образования»


Знания – лучшая валюта XXI века
В.В.Путин


Аннотация. Профессиональное становление учителя технологии происходит в течение всей педагогической профессиональной деятельности. Начинается она еще в школе, когда школьник начинает обдумывать свою будущую профессиональную жизнь и продолжается не только во время обучения в колледже или ВУЗе, но и том учебном заведении где сам педагог учит подрастающее поколение. Приобретаемый опыт приводит к совершенствованию своей профессиональной деятельности, поэтому учитель не только учит, но и сам постоянно учится.

Становление и формирование учителя происходит поэтапно начина еще на этапе проявления увлечения до школы, затем в школе (педклассы, замены учителей на уроках в «День учителя» и т.п.), далее - базовое профессиональное обучение (колледж, вуз), а потом - непрерывное обучение на протяжении всей педагогической деятельности (куда входит повышение квалификации, самообразование, аспирантура, докторантура). На всех этапах ему необходимо соответствующее информационно-методическое обеспечение и сопровождение.

В нашем информационно насыщенном мире, когда идут постоянные процессы его изменения, все больше и больше возникает необходимость повышения активности педагогов в своем профессиональном самосовершенствовании. Проблема самообразования всегда и у всех народов была и остается одной из приоритетных. Этому можно найти подтверждение в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи - век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься") и др.

К настоящему времени сложилась система непрерывного образования учителя в три этапа: допрофессиональная подготовка, этап образования и последипломное совершенствование. Это обусловлено несколькими причинами. Возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Все эти факторы являются необходимыми составляющими профессиональной квалификации педагога.

Сейчас, когда идет активная работа по подготовке к переходу на ФГОС ООО, происходит перестройка школы с информационно-трансляционной на школу. работающую по деятельностной парадигме. Успешность обучения в основной школе зависит от уровня сформированности первичных навыков самостоятельного поиска знаний в начальной школе, чтобы в основной школе уже формировались навыки самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач, а в старшей школе происходило совершенствование навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

На учителя будущего ложится большая ответственность быть таким, который сумеет сформировать ученика нового типа, востребованного в том времени, которое ему предопределено. А следовательно учитель должен быть сам таким, как того требует время и еще мыслить и предвидеть на несколько шагов вперёд. Поэтому необходимо выявлять как можно раньше учащихся, имеющих склонность к педагогической деятельности и целенаправленно готовить их к предстоящей миссии. Их характеризуют такие черты, как общительность, любовь и привязанность к детям, эмпатия, терпимое отношение к другим, гуманизм, развитое воображение, находчивость. Степень проявления этих качеств можно диагностировать с помощью методов психолого-педагогической диагностики (эксперимент, тесты, наблюдение и др.).

Школа проводит и специальную ориентацию старшеклассников на педагогическую профессию, организует для них факультативные и специальные курсы по введению в психологию и педагогику, создает специализированные классы по педагогике. В функцию школы не входит профессиональная подготовка учащихся в собственном смысле слова. Ее задача — выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать осознанные мотивы для выбора профессии педагога: соответствующие интересы, ценностные ориентации; познакомить с особенностями профессионально-педагогической деятельности.

Как показывают наблюдения, выпускники специализированных педагогических классов, слушатели факультативов хорошо учатся потом в учебных заведениях по педагогическим специальностям.

На этапе освоения профессиональной деятельности происходит систематическая общеобразовательная и профессиональная подготовка учителя на уровне средней специальной или высшей школы. Они изучают и теорию, и методику учебно-воспитательной работы, проходят педагогическую практику, выполняют курсовые работы, защищают дипломный проект, учатся педагогической диагностике, участвуют в научно-исследовательской работе. Значительное место в обучении отводится самостоятельной учебной работе, связанной с изучением психологической, педагогической, методической и другой литературой. Формы и методы учебной работы разнообразны: лекции, практические и лабораторные занятия, практикумы, диспуты, консультации и др. По завершении обучения, сдав государственные экзамены, выпускник вуза получает диплом преподавателя и имеет право работать профессиональным педагогом. В настоящее время разрабатывается и апробируется многоуровневая система подготовки учителей в высшей школе (бакалавриат, магистратура).

На третьем этапе последипломное образование учителя происходит его действительное практическое профессиональное становление. Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Так М.И. Калинин образно говорил: «Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям». И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро истощится. И глубоко прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога «учиться до глубокой старости», если он с пользой хочет учить других.

Но простая передача информации подрастающему поколению сейчас уже не актуальна, все больше и больше возникает необходимость готовить учеников к самообразованию, готовить их учиться всю жизнь.

«Не снабжайте детей готовыми формулами,

формулы — пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать жизнь.

Любовь к познанию—вот главное мерило». (Антуан де Экзюпери «Цитадель»)

А для этого и сам педагог должен повышать свой профессиональный уровень, самообразовываться постоянно. Послевузовское образование учителя в разные периоды его профессиональной деятельности выполняет особенные функции.

Первый год работы — это период обретения нового социального статуса, активного вхождения в профессию на многие годы, возможно, на всю сознательную трудовую жизнь. Иначе говоря, это период адаптации к новому положению и условиям жизни, привыкания к коллективу коллег, учащихся и к их родителям, новой мере долга и ответственности не только за себя, но и за многих других.

В последующие годы (после 5 лет работы) профессиональное совершенствование учителя связано с необходимостью и потребностью обновления блока эрудиции. Необходимость этого объясняется: моральным старением прежних знаний и интенсивно растущим потоком новой информации. Жизнь идет вперед, перестраиваются общественные отношения, меняются наши представления об окружающем мире, реформируется система образования, в том числе и школа. Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний. Учителя опять же выручает самообразование.

Последипломное образование учителя имеет еще одну важную функцию: постоянное совершенствование профессионального мастерства. Это особенно проявляется после 3-5 лет работы, т.е. с того времени, как учитель уже адаптировался, освоился с профессией и надежно овладел традиционной методикой учебно-воспитательной работы. Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщает его. На их основе он готовит доклады, выступает на педагогических советах школы, педагогических чтениях разного уровня, на практических, методических и научных конференциях, семинарах и совещаниях разного уровня. Выступает как автор статей, методических разработок, докладов, пропагандируя и проверяя качество своих изысканий и находок.

Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах повышения квалификации. По требованиям к профессиональной деятельности в профессиональных стандартах и в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» учитель должен повышать свою квалификацию не реже чем раз в три года. А также он может продолжить свое обучение в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов и научно-исследовательских институтов, разрабатывать методические рекомендации и пособия по вопросам учебно-воспитательной деятельности, защитить диссертации. Это право и обязанность современного учителя расти и самосовершенствоваться в своей профессиональной и трудовой деятельности постоянно.

Рост учителя как профессионала напрямую связан, с уровнем его профессионального мастерства, его организаторскими наклонностями и способностями. Подтверждением этого становится его аттестация на квалификационную категорию, подтверждаемую каждые пять лет. В процессе наблюдения за профессиональным ростом учителя видны происходящие в нем изменения, его взлеты в проявлении профессионального мастерства.

Современной школе нужен современный активный, способный учиться и самосовершенствоваться учитель. Школа реформируется очень быстро и только творчески работающие педагоги сегодня реально успевают за происходящими изменениями по всем основным направлениям. Реальную помощь получая от системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Развитие системы российского образования тесно связано с практическим решением проблемы развития и роста профессиональной компетенции педагога.

Это проявляется в преодолении учителем собственных профессиональных барьеров и затруднений, в уходе от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, в овладении новыми, передовыми технологиями и способами профессиональной самореализации и самоактуализации, в приобретении способности к самообучению, самоорганизации и саморазвитию. Актуальность данного вопроса состоит в том, что повышение квалификации педагогов - один из наиболее распространенных и приемлемых способов ее осуществления. Понятие педагогической квалификации неразрывно связано с понятием компетентности. Повышение квалификации педагога происходит через повышение компетентности и профессионализма.

Непрерывность образования – насущная потребность современного общества и в частности педагогического сообщества, что динамизмом мирового и общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие и на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности. Условием успешности непрерывного образования является востребованность получаемых знаний в практической деятельности, их устремленность в будущее, проявленная в расширении и углублении поля знаний по предмету. А самообразование является его основой. Еще К.Д.Ушинский говорил «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию».

В XXI веке непрерывное образование неотъемлемая потребность каждого профессионала. Труд учителя обязывает педагога пополнять знания и умения постоянно и он строит этот процесс самостоятельно по индивидуальному плану саморазвития и повышения квалификации, а также участвуя в работе различных творческих методических объединений учителей в школе и за ее пределами, проходит стажировки и повышение квалификации и постоянно поддерживает свое умение учиться.

Литература:
1. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341 с. — (Сердце отдаю детям).
2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — с. 29.
Категория: 1. Состояние и перспективы профессионального образования в России | Добавил: Александр (18.08.2016)
Просмотров: 117 | Теги: Непрерывность образования | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar