☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Совершенствование орфографических навыков на занятиях математики и русского языка: к вопросу реализации межпредметных связей
Направление конференции: Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании
Тема работы: Совершенствование орфографических навыков на занятиях математики и русского языка: к вопросу реализации межпредметных связей
Авторы работы: Дрозд Светлана Николаевна, преподаватель русского языка и литературы;
Восквицова Татьяна Николаевна, преподаватель математики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» (г.Омск)

Совершенствование орфографических навыков на занятиях математики и русского языка: к вопросу реализации межпредметных связей

В связи с низким уровнем орфографической грамотности у студентов, поступающих в колледж на рабочие профессии (об этом ежегодно свидетельствуют результаты входного контроля), появляется потребность развития языковой компетенции не только на занятиях по русскому языку, но и на других дисциплинах общеобразовательного цикла, в частности на математике.
С опорой на опыт преподавателем математики был составлен список математических понятий и словосочетаний терминологического характера, в которых чаще всего студенты допускают орфографические ошибки. Был сделан вывод, что большинство ошибок связано с незнанием орфограмм «правописание гласных в корне», «правописание двойных согласных в корне». На основании списка были составлены упражнения, позволяющие развить орфографическую зоркость – способность видеть проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне, что является необходимым условием для овладения орфографическими нормами.
Словарные слова – одна из орфографических проблем, не решенных в среднем образовательном звене. Среди математических терминов достаточно много слов с непроверяемыми гласными и двойными согласными в корне, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам и проверяется по словарю. Задания типа вставить пропущенные буквы в данном случае не будут способствовать отработке навыка правописания подобных слов. Для их лучшего запоминания мы предлагаем использовать разнообразные задания: написание терминов с опорой на лексическое значение (причем студент может воспользоваться подсказкой – все слова отражены в материале для справок), подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов к данным словам, составление предложений из группы словарных слов, а также материал «Из истории слов» и вопросы к нему.
В качестве занимательного материала предлагается задание олимпиадного характера, в котором единицы языка располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации.
Систематическая совместная работа по совершенствованию навыков правописания, словарные диктанты на занятиях по математике способствуют закреплению изученного материала, значительно улучшают уровень терминологической грамотности обучающихся.
Приведем примерные типовые задания.
Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор гласной в корне. С двумя словосочетаниями составьте и запишите предложения.
О б р а з е ц. Деление (д лит) дробей.
Дес..тичная дробь, ед..ница изм..рения, беск..нечность, в..ршины тетраэдра, пок..зательное уравнение, пер..одичность, док..зательство, ш..рина, з..ркальная симметрия, ч..сло, зн..менатель, разм..щения, б..ковая грань, пр..мая линия, постр..ение треугольника, с..чение, к..ническая поверхность, пост..ронний кор..нь, под..бие фигур, подк..ренное выражение, погрешность прибл..жения, перес..чение плоскостей, перест..новки, прив..дение к общему знаменателю.
- В каком слове изменится смысл, если будет написана другая буква?
Задание 2. Напишите математические термины, опираясь на их лексическое значение. Определите вид орфограммы-гласной в этих словах.
1. Отрезок, соединяющий центр сферы с любой точкой, лежащей на поверхности сферы. 2. Равенство двух отношений. 3. Сумма длин всех сторон многоугольника. 4. Кривая, являющаяся графиком квадратичной функции. 5. Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр. 6. Отрезок, соединяющий две не смежные вершины многоугольника. 7. Координата точки A на оси Y в прямоугольной системе координат. 8. Утверждение, для которого в рассматриваемой теории существует доказательство. 9. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. 10. Высота боковой грани правильной пирамиды, проведённая из её вершины. 11. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла. 12. Многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.
Материал для справок: пирамида, периметр, медиана, апофема, радиус, парабола, пропорция, ордината, диаметр, теорема, диагональ, биссектриса.
- Найдите среди терминов многозначные слова.
Задание 3. Выпишите из словосочетаний слова, вставляя пропущенные буквы, в следующем порядке: 1) с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; 2) непроверяемой; 3) чередующейся. Объясните графически выбор орфограммы. Какое слово нужно выписать дважды?
Р..шите ур..внение, накрест л..жащие углы, объед..нение двух множеств, ди..гональ пр..моугольного параллел..пипеда, макс..мум функции, откл..нение от среднего, пок..затель степ..ни, ..ксиомы стер..ометрии, предпол..гаемый результат, осн..вание пирамиды, к..сательная к графику, ч..сло соч..таний, р..зультат выч..тания, огр..ниченная сверху функция, д..аметр шара, равност..ронний тр..угольник, возр..стание функции.
- Составьте предложение, в котором слово сравнение употребляется в значении предлога.
Задание 4. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.
Из истории слов
История слова параллель весьма интересна. Заимствованное из французского parallèle или нем. раrаllеl, в русский язык оно попало в 18 веке в эпоху Петра 1. В словаре русского языка С.И.Ожегова указывается три значения: 1) в математике: прямая, не пересекающая другой прямой, лежащей с ней в одной плоскости; 2) сравнение, а также явление, которое может быть сопоставлено с другими, сходными (книжн.); 3) воображаемая линия пересечения земной поверхности плоскостью, параллельной плоскости экватора.
В настоящее время употребление слова в 1 значении считается устаревшим. Вместо словосочетания провести параллель на уроках математики используют выражение провести параллельные прямые.
- Подберите антоним к слову параллельный (в 1 значении).
- Определите значение, в котором употреблено выделенное слово в предложении Как европейское поставить в параллель с национальным? (А.С.Грибоедов)
- Подберите однокоренные слова к слову параллель.
Задание 5. Подготовьтесь к словарному диктанту. Составьте предложения с данными словами.
Абсцисса, аксиома, диаграмма, иррациональный, километр, количество, компланарный, лемма, масса, миллиард, миллион, неколлинеарный, параллелепипед.
- Подберите антоним к слову симметричный.
Задание 6. Какое слово является лишним в следующем ряду? Объясните свой выбор.
Абсцисса, асимметрия, аксиома, апофема.
Мил?иард, мил?ион, мил?иметр, кил?ометр.
Многогранник, многоугольник, криволинейная, последовательность.
Дециметр, сантиметр, диаметр, миллиметр.
Пропорция, прогрессия, противоположность, пространство.
При условии систематической работы преподавателей русского языка и математики межпредметные связи, реализующиеся через дидактический материал, улучшают результат в обучении, способствуют повышению интереса к материалу.
Список источников информации
1. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справ. материалы: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989. – 736 с.
3. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 368 с.
Категория: 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: ТатНик0766 (08.06.2015) | Автор: Восквицова Татьяна Николаевна E
Просмотров: 467 | Рейтинг: 1.0/5
Всего комментариев: 0
avatar