☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Семинар - как средство формирования ключевых и профессиональных компетентностей
Направление конференции: Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании.
«Семинар - как средство формирования ключевых и профессиональных компетент-ностей».
Галашокян Алла Дмитриевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
(ГБПОУ РО «РКМиА»). Город Ростов-на-Дону.

Современный рынок труда испытывает потребность в компетентных квалифицированных рабочих. Поэтому в последние годы заметно возросли требования работодателей к коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников, к их социальной адаптированности, к их овладению навыками самостоятельного приобретения и применения знаний и умений в профессиональной деятельности при решении производст-венных задач, а также к развитию интеллектуальных и деловых качеств. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль деятельности обучаемого в модельной среде.
Из известных форм учебно-практических занятий семинар предоставляет наиболее широкие возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так как основную роль в его подготовке играет самостоятельная работа обучающегося, его ис-следовательские способности. Другими словами - методом познавательной деятельности при подготовке и проведении семинара является частично поисковый метод с элементами исследования.
Буквально термин «семинар» в переводе с латыни – Seminarius – рассадник знаний. Со-временное определение: «Семинар- вид групповых занятий по какой – либо проблеме, об-суждение заранее подготовленных докладов»[1].
Материаловедение- наука, изучающая строение и свойства металлов и их сплавов, устанавливающая связь между их составом, строением и свойствами и разрабатывающая пути воздействия на их свойства[2]. На материаловедение опираются дисциплины обще-профессионального и профессионального циклов:
-для профессии «Автомеханик»: «Слесарное дело и технические измерения», " Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей",
-для профессии «Сварщик»: «Основы инженерной графики», "Допуски и техниче-ские и измерения", " Технология производства сварных конструкций", "Оборудование, техника и технология электросварки", " Технология газовой сварки".
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи дисциплины с другими общепрофессиональными дисциплинами;
-о прикладном характере дисциплины в рамках профессии;
- о новейших достижениях и перспективах развития в области материаловедения;
знать:
-строение и свойства материалов, методы их исследования;
-классификацию материалов, металлов и сплавов;
- области применения материалов;
-методы воздействия на структуру и свойства материалов;
уметь:
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуата-ции;
-проводить исследования и испытания материалов;
-работать с нормативными документами для выбора материалов с целью обеспече-ния требуемых характеристик изделий.
Семинар предназначен для реализации этих задач и носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Преподавателем обозначены конкретные цели семинара:
Дидактические:
-пользование справочной и технической литературой,
-пользование интерактивными источниками,
-при оформлении докладов использование правил по оформлению пояснительных записок.
Развивающие:
-развитие политехнического кругозора,
-развитие способностей к самоанализу,
-формирование технического мышления, способностей познания техники с помо-щью справочной литературы, учебников и интерактивных источников,
-формирование научных знаний через применение условных обозначений сплавов, соответствующих требованиям стандартов,
-формирование практических навыков и умений, необходимых для работы на про-изводстве,
-интеграция мыслительной и практической деятельности.
Воспитательные:
-воспитание эстетического вкуса,
-развитие при подготовке докладов и при выступлениях профессионально значи-мых качеств: самостоятельности, ответственности, творческой инициативы, граж-данской позиции, социального партнёрства, толерантности.
Эффективность формирования ключевых компетенций обучающихся во многом зави-сит от того, насколько умело преподаватель организует совместную и самостоятельную работу обучающихся по теме семинара.
«Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [3], ут-верждал К.Д.Ушинский, говоря о значении самостоятельной работы в процессе обучения.
Целью работы преподавателя является создание комфортных условий обучения в ходе семинара, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуаль-ную состоятельность, эффективно усваивает учебный материал и выходит на уровень осознанной компетентности.
Роль преподавателя при подготовке семинара складывается из разработки содержания за-даний, составление списка рекомендуемой литературы, обучения самостоятельной работе в ходе подготовки семинара, контроля самостоятельной работы, т.е. его роль перестаёт быть главной, он лишь регулирует процесс и занимается общей организацией семинара.
Сложностью работы преподавателя по организации и руководству семинаром являются:
-работа вне расписания,
-работа с Интернетом требует много времени,
-учебники и справочная литература по дисциплине «Материаловедение» часто требуют корректировки в соответствии с новыми стандартами на материалы.
При подготовке к семинару преподаватель выполняет большую подготовительную работу и от того, как качественно и профессионально она выполнена, зависит, будут ли достиг-нуты поставленные задачи. Подготовительная работа включает:
1.Разработку сценария семинара.
2.Выдачу тем докладов докладчикам.
3. Проведение консультаций по содержанию докладов и правилам их
оформления.
4.Предварительное рассмотрение содержания докладов.
5.Проведение консультаций с рецензентами докладов по содержанию рецензий и правилам их оформления.
6.Для всех участников семинара – подготовка кроссворда.
Обучающиеся не имеют навыков написания рецензий, связи с этим преподавателю не-обходимо провести консультации по оформлению и составлению рецензии.
В этом помогут рекомендуемые вопросы. Целью написания рецензии.
является:
-формирование навыков самостоятельного изучение нового материала,
-развитие способностей к самоанализу и взаимоконтролю,
- обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, ува-жать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Вопросы составлены в форме теста. Прочитав доклад, а затем и прослушав его, рецензент сможет по предложенной форме составить рецензию. Безусловно, вопросы для подготов-ки к написанию рецензии носят только рекомендательный характер.
Роль обучающихся при подготовке семинара:
-самостоятельное изучение литературных и Интернет- источников в соответствии с содержанием задания,
-конспектирование необходимых материалов из литературных источников и ин-тернет-ресурсов,
-корректировка докладов в соответствии с регламентом.
Прогнозируемые результаты семинара
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Семинар является интерактивной формой обучения и позволит обучающимся получить необходимые им знания, навыки и умения в форме, которая предусматривает совокупность разных способов достижения по-ставленной цели.
При подготовке к семинару обучающимися проводится большая самостоятельная ра-бота. Первый этап- разгадывание кроссворда. В этой, достаточно продуктивной работе принимают участие многие обучающиеся, используя при работе разные источники ин-формации: конспекты, справочники, техническую литературу, учебники по материалове-дению, Интернет-ресурсы.
При этом развивается политехнический кругозор, способности к самоанализу, способно-сти познания техники с помощью разных источников информации. Эта работа оценивает-ся по 5-ти балльной системе.
Второй этап – сам семинар.
Обучающиеся, подготовившие доклады и рецензенты этих докладов в процессе работы должны проявить профессионально значимые качества.
К тому же, рецензенты должны проявить свою гражданскую позицию, их оценки должны быть объективными. Слушатели семинара, докладчики, рецензенты получают информа-цию в виде докладов, рецензий, материалов электронного учебника, комментариев препо-давателя. Полученная информация позволит обучающимся понять связь дисциплины «Материаловедение» с дисциплинами, изучаемыми в колледже, значимость этой дисцип-лины в их будущей профессиональной деятельности.
Рассматривая прогнозируемые результаты семинара можно сделать вывод, что этот вид деятельности развивает исследовательские и творческие способности личности, коммуни-кативные умения и навыки, способность развиваться в информационном пространстве, чувство ответственности за принятое решение, повышает мотивацию для развития ауто-компетенций.
Список литературы
1.Берденникова Н. Г., Меденцев В.И.,
Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Учебно-методическое пособие. СПб: БАТиП, 2006 ___с.
2.А.М.Адаскин, В.М.Зуев Материаловедение (металлообработка) издательский центр «Академия» Москва. 2009
3. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

Источник: http://Берденникова Н. Г., Меденцев В.И., Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Учебно-методическое
Категория: 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: galashokyan (18.02.2016) | Автор: Галашокян Алла дмитриевна E
Просмотров: 272 | Теги: формирование компетенций, семинар, компетентность, реализация, метод | Рейтинг: 1.0/3
Всего комментариев: 0
avatar