☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Организация проектной деятельности в системе подготовки специалистов по направлению 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри
Организация проектной деятельности в системе подготовки специалистов по направлению 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Масленникова Татьяна Николаевна, преподаватель
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»


При подготовке специалистов по технической эксплуатации и обслуживанию электрооборудования мною достаточно давно на различных дисциплинах используется проектная технология. Обобщая полученный опыт, особо хотелось бы отметить абсолютную удовлетворенность студентов проделанной ими работой. К сожалению, сегодняшний студент достаточно пассивен на занятиях. Учитывая это, стараюсь изыскивать возможности вовлечения студентов к разработке и оформлению различных типов проектов.

Вся сущность проектной технологии сводится к системе «5П»: проблема – планирование – поиск – продукт – презентация. При подготовке проекта взаимодействие обучаемого и преподавателя выходит за пределы учебного занятия и требует многого времени. Сами уроки не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а переходят к практике. К тому же, у обучающихся появляется возможность выполнить творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно подбирая необходимую информацию, не только из учебников, но и из других сторонних источников. Важно отметить, что в данном случае педагог уходит от контролирующих обязанностей, переходя к системе равноправного партнерства и консультирования. Ориентация всего учебного процесса переходит на интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности обучающихся.

В своей работе использую различные виды проектов. Учебные дисциплины «Введение в специальность» и «Общая энергетика» дают возможность выполнения в рамках учебного процесса творческих межпредметных и монопроектов. Выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, темы, связанные с применением новейших материалов или технологий. Причем работа над такими проектами предусматривает применение знаний и умений из других областей для решения той или иной задачи. Самый простой пример в данном случае – это компьютерная грамотность, которую студенты приобретают на занятиях по информатике.
Результатом выполнения творческого монопроекта является презентация и защита портфолио, структура которого заранее обозначается преподавателем.

Для освоения теоретического курса специальных дисциплин очень эффективным является привлечение студентов к составлению кроссвордов и использование для их презентации мультимедийного оборудования с его разнообразными иллюстративными возможностями при подаче нового материала, позволяющего дать большой объем информации по МДК, заинтересовать обучаемого.

Программой междисциплинарного курса «Электрические машины и аппараты» предусмотрено написание 13-ти практических работ. Методика их выполнения предусматривает условие, что выполнение каждой последующей практической работы возможно лишь с учетом условий и требований предыдущей, и как результат – разработка и оформление пояснительной записки, содержащей характеристики и условия использования того или иного электрического или электромеханического устройства с учетом всех нормативных требований к содержанию и документационному сопровождению. Зачастую, подобный проект в виде практических работ ложится в основу выпускной квалификационной работы студента. Ребята на протяжении изучения тем специального цикла не просто закрепляют полученные теоретические знания, а имеют возможность самостоятельно выбрать интересующие их направления работы.

Известно, что получить квалифицированные кадры невозможно без практического обучения. Поэтому самое главное место в моей работе занимают практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, хорошо структурированный с определением обязанностей каждого из них, четкие результаты коллективного взаимодействия и участия каждого в оформлении конечного продукта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Здесь особенно важна четкая организация координационной работы поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, например, в качестве стендов для проведения лабораторных работ по спецдисциплинам, а также организация систематической внешней оценки проекта, которую они получают на разнообразных выставках технического творчества.

Кроме этого, опыт проектной деятельности приобретен и по междисциплинарному курсу «Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования», где одним из требований обеспечения профессиональными компетенциями является методическая разработка практической работы по контролю качества электрооборудования. Очень важно при этом со стороны педагога создать условия для мотивации на данный вид деятельности. В этом случае, я предлагаю апробацию выполнения представленной проектной методразработки на студентах параллельной группы, что служит хорошим стимулом к подготовке содержательных и качественных работ.

Студенты ОБПОУ «КЭМТ» специальности 13.02.11 в своей профессии должны будут выполнять монтаж, техническое обслуживание и эксплуатацию электрооборудования. Подобные работы выполняются специалистами индивидуально или группами (бригадами). Обучение культуре сотрудничества и управления своей деятельностью наиболее эффективно осуществляется при использовании проектной технологии.

Вышеупомянутые технологии используются мною и в других учебных дисциплинах: «Компьютерная графика» – студенты работают над мини-проектом – задания по разработке чертежа или трехмерной модели по указанным условиям; «Информационные технологии в профессиональной деятельности» – разработка реальных электрических схем электроустановки или подготовка мини программного продукта для расчета параметров электрооборудования.

Конечно же нельзя утвердительно сказать, что проектная технология реализуется мною на практике, не встречая никаких трудностей. Как раз наоборот, трудности – неизбежны. Многолетний опыт показывает, что у студентов очень слабые навыки исследовательской работы, недостаточный самоконтроль, трудности, а зачастую даже боязнь принятия решения, практически отсутствует умение брать на себя ответственность. Поэтому при работе над проектом преподаватель должен неявным образом контролировать весь процесс, осуществлять обратную связь, координировать поисковую деятельность студентов.

Подводя итог вышесказанному с опорой на приобретенный практический опыт, можно с уверенностью сказать, что в ходе выполнения проектов у студентов расширяется профессиональный и социальный кругозор, складываются и совершенствуются познавательные способности, повышается умственная активность, формируется умение самостоятельного приобретения знаний и практического их применения. Проектная деятельность развивает в будущих специалистах коммуникабельность, коллективизм, стремление к достижению результата. Она учит умению презентовать себя в социуме, что полностью соответствует требованиям компетентностного подхода, принятого в современном российском образовании.

Список литературы
1. Боровик Г.А., Конюхов А.Н. Развитие исследовательских способностей студентов колледжа как фактор формирования конкурентоспособного специалиста.//Среднее профессиональное образование, 2004, №5.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.
3. ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 2014.
4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия «Педагогическое образование».-Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 336с.
5. Тарасова Н.В. Рекомендации по внедрению метода проектов.// Среднее профессиональное образование. Приложение, 2004.
6. Проектная деятельность студентов. [Электронный ресурс] ULR: http://atestat.umk-spo.biz/articles/zapdok/otkryrok/priekt-dejat.
7. Проектное обучение. [Электронный ресурс] ULR: http://ilovedomain.ru/uchebnyj-material/1-kurs/proektnoe-obuchenie/
Категория: 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Александр (05.07.2016)
Просмотров: 147 | Теги: Организация проектной деятельности | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar