Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Исследовательская деятельность обучающихся

Осипова Елена Михайловна
преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональный колледж г. Новокузнецка», город Новокузнецк


Современное общество требует инициативных, творчески мыслящих и энергичных людей, в чем видит залог их успешности и благосостояния. Образование должно внести существенный вклад в решение этой задачи.

Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у обучающихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. Главная идея метода проектов — направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету “Основы философии” может проводиться по определённому плану:
1. Информационный этап - проводится установочное занятие с обучающимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:
- обратить внимание обучающихся на общую тему и подтемы проекта;
- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.
2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:
- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
- выделить среди них наиболее удачные;
- помочь обучающимся составить план работы над проектом.
3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо:
- составить список возможных источников информации;
- следить за ходом исследования;
- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;
- корректировать деятельность участников проекта;
- обобщать промежуточные результаты.
4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо:
- организовать консультирование по обобщению материалов;
- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;
- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;
- выбрать форму представления проектов.
5. Этап представления и защиты проекта - обучающиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо:
- определить время и форму защиты проектов;
- подготовить сценарий защиты проектов;
- оказать помощь обучающимся в подготовке защиты проектов.
6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь обучающимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.
Ниже перечислены примерные темы проектов и возможные результаты (“выходы”) проектной деятельности обучающихся.

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах. Индивидуальные мини-проекты на уроках:
- «Раннехристианская философии».
- «Поздняя схоластика».
- «Характерные особенности культуры и философии средневековья».
- «Обоснование принципов христианской теологии».
Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.

Коллективные проекты на уроках «Основы философии»:
- «Средневековая мистика».
- «Спор о природе общих понятий».
- «Верю потому, что это нелепо (Тертуллиан)».
- «Познай то, во что веришь (Абеляр)».

Недельные проекты (Античная философия) выполняются в группах, по специальности в ходе промежуточной аттестации:
- «У кого есть друзья, у того нет друга (Аристотель)».
- «Ищу человека (Диоген)».
- «Первая и лучшая победа – это победа над собой (Платон)».

Годичные или семестровые проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время.
Семестровые темы проектов проводятся на уроках обобщения темы семестра. Это проекты:
- «Любовь в философии, литературе и искусстве».
- «Небытие и бытие сознания в ранних формах индийской, китайской и греческой философии».
- «Я знаю, что ничего не знаю… (Сократ)».
- «Сверхчеловек – смысл земли. (Ф. Ницше)».
Годичные проекты являются зачетной работой. С лучшими проектами, обучающиеся выступают в конце учебного года на научно-практической конференции.

Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для обучающихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки обучающихся, помогает студентам ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книга одного автора:
1. Гаспорян Д.Э. Введение в неклассическую философию. – М.: РОССПЭН, 2011. – 398с.
2. Гришунин С.И. Философия науки. Основные концепции и проблемы: учебное пособие. – М.: Трикста, 2009. – 111с.
3. Липкин А.И. Философия науки. – М.: Трикста, 2007. – 608с.
4. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503с.
5. Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для вузов. – М.: Республика, 2003. - 623с.
Книга, имеющая не более трёх авторов:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 608с.
2. Алексеев А.П., Яковлева Л.П. Философия в вопросах и ответах: учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. - 340 с.
3. Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии: учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 680с.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar