☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Организация проектной деятельности студентов
Баранов Александр Александрович
ГАПОУ СО "Ирбитский политехникум"

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Бернард Шоу


Метод проектов возник давно. Основоположник метода проектов – американский философ – прагматик Дж. Дьюн (1859 – 1952).
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление педагога напичкать своего подопечного стандартным набором знаний.

Начиная работу над проектом, я отвечаю на вопросы:
- зачем я (мы) разрабатываю проект;
- что я для этого делаю;
- как я это смогу сделать;
- что у меня получится.

Использование метода проектов отвечает всем требованиям современного образования:
• проблематизация учебного материала;
• познавательная активность учащегося;
• связь обучения с жизненным опытом учащегося;
• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой)

Моя деятельность и студентов на этапах выполнения проекта.

1.Мотивирую студентов на разработку проектов только на добровольной основе, доброжелательно и через убеждение в необходимости ведения жизненной активной позиции, возможности самовыражения, самораскрытия своей личности, творческого потенциала.

Вспомним русскую поговорку «Коня можно привести к водопою, но заставить напиться нельзя». Так и мы можем убедить студента участвовать в разработке проекта, но для этого мы должны его научить проектной деятельности. Развить у студентов информационно – аналитические, поисковые, исследовательские умения. Делаю это с помощью несложных упражнений на уроках. Представляю свою деятельность согласно этапов работы над проектом.

1. Подготовительный
-Знакомлю с замыслом проекта, мотивирую учащихся.
I. Упражнения на развитие умений видеть проблемы.
Упражнение 1. «Посмотри на мир чужими глазами». Я предлагаю учащимся неоконченную задачу «Заказчику после проведённого ремонта в квартире необходимо изготовить шкаф в прихожую, но….». Задание: представьте себя в роли конструктора, дизайнера, мастера и предложите вариант шкафа в прихожую.
II. Упражнение на развитие умений задавать вопросы. Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)
Упражнение – игра «Угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано «Почему паркет разошелся?» Студент отвечает «Основание не прочное и не ровное, поэтому он разошелся».

Для постановки целей и задач на данном этапе использую мозговой штурм, который позволяет решить эту задачу достаточно быстро и эффективно. Студентов не удерживаю в высказывания идей, мыслей, стараюсь подтолкнуть.

Деятельность студентов
Обсуждают предмет исследования с педагогом, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели и задачи

2. Планирование, организация деятельности
При планировании деятельности, организую группы, распределяю роли в группах.
Формировать группы нужно по симпатиям. Мы должны учить учащихся общению, учить слушать друг друга, учить отстаивать свое собственное мнение, учить быть терпимыми. Поэтому, прежде всего, необходимо выполнить распределение ролей в проектной группе. Каким оно может быть? Руководитель группы, генератор идей, критик.

Для усвоения роли обучающегося в проекте даю конкретные рекомендации по функциям деятельности.

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения.

Деятельность студентов
Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе

3. Исследование (осуществление деятельности)

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Ход исследования
Разработка анкеты;
Опрос граждан;
Обработка результатов;
Представление результатов;

Сделать вывод.
Моя роль наблюдение, советы, косвенно руководство деятельностью, консультации.

Для подготовки студентов к исследованию во время уроков использую приём- экскурсия. Перед отправлением на экскурсию даю учащимся задание, на что обратить внимание, что запомнить и записать. По результатам экскурсии учащиеся составляют отчёт, а затем эту информацию используют при разработке проекта. П.: «История развития окон», «Дверь - важная деталь интерьера».

Для организации деятельности студентов использую методы:

- эмпирические:
Наблюдение – на экскурсиях;
сравнение - П.: сравнение качественных характеристик разных видов клеёв;
эксперимент - П.: прочность клеевых соединений;

- теоретические методы:
Сравнение – П.: сравнение различных видов стульев - стремянок, гладильных досок по их техническим характеристикам.
исторический метод – П.: сбор и изучение истории развития окон;

социологические методы:
соц. опрос – П.: выявление мнения потенциальных заказчиков о качестве дверей, о предпочтении паркета;
анкетирование - П.: выявление мнения потенциальных заказчиков о качестве деревянных окон.

Деятельность студентов
Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации.

4. Представление, отчёт, презентация проекта

Слушаю, задаю целесообразные вопросы, оцениваю усилия учащихся,

Выявляем проблемы при работе над проектом, намечаем пути корректировки проекта.

Деятельность студентов
Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Студенты выполняют мультимедийные презентации, буклеты и защищают их.

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности.
Категория: 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Александр (28.08.2016)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 1.0/3
Всего комментариев: 0
avatar