Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе СПО

Зигунова Александра Сергеевна
Омский институт водного транспорта – филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта» СП СПО, г. Омск


Современное образовательное пространство подразумевает применение разнообразных образовательных технологий. Информатизация культуры и общества ведет за собой внедрение и развитие информационных технологий в образовании. Образовательная модель с использованием информационных технологий позволяет реализовать компетентностный и личностно-ориентированный подход в обучении. В качестве одного из компонентов целостной системы обучения информационные технологии расширяют возможности дифференциации, индивидуализации, а также вариативности учебной деятельности.
Можно выделить несколько основных направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования.
Наиболее распространенным направлением является объяснительно-иллюстративное. В данном случае для знакомства обучающихся с новым объектом или явлением чаще всего используются презентации, которые содержат иллюстрации, видео или звук, что помогает объяснить и систематизировать новый материал. Для реализации данного направления чаще всего применяются средства PowerPoint и MovieMaker.
Также ИКТ часто применяются в качестве инструмента для проведения исследований, практических, лабораторных и самостоятельных работ обучающихся. Для закрепления изложенного материала служат различные тренинговые и обучающие программы, а также информационные сети, базы данных и аналитические инструменты. Здесь средства ИКТ позволяют обучающимся не только применить полученные знания, но и отработать навыки, а также сформировать необходимые общие и профессиональные компетенции. Вследствие чего у обучающихся есть возможность наглядно и комплексно представить результаты своей деятельности.
Одним из ведущих направлений применения ИКТ является контроль уровня и качества знаний обучающихся. Инструментом в данном случае могут служить как разнообразные тестовые оболочки, так и средства создания информационного или творческого продукта. Использование ИКТ в процессе оценивания знаний и компетенций обучающихся позволяет преподавателю не только сэкономить время на занятии, но и применять систему четких однозначных критериев оценки, а также установить сроки сдачи работ.
Стоит отметить и преимущества применения ИКТ при организации самостоятельной работы обучающихся, что помогает им освоить использование Интернет-технологий в образовательных целях. ИКТ также дают возможность обучающемуся восстановить пропущенный программный материал или дополнительно позаниматься по дисциплине индивидуально.
К достоинствам применения ИКТ в образовательном процессе СПО относятся:
1. Развивающие:
- Помогают развивать информационную компетентность и формировать культуру предоставления и использования информации;
- Повышаю уровень учебной мотивации обучающихся и интерес к изучаемой дисциплине;
- Стимулируют не только проявление познавательной активности обучающихся, но и совершенствование их психических познавательных процессов (внимание, память, мышление и пр.).
2. Организационные:
- Дают возможность более эффективно использовать учебное и рабочее время и ресурсы, в том числе увеличить объем усвоенного учебного материала;
- Возможность применения разнообразных форм работы;
- Увеличение интенсивности и качества самостоятельной работы обучающихся;
- Расширение информационных потоков;
- Повышение качества образования за счет возможности более четко контролировать его результаты.
Наряду с достоинствами ИКТ следует также отметить и такие недостатки их применения, как:
- Снижение роли эмоциональных средств общения;
- Отсутствие связи с первоисточниками информации;
- Интернет-зависимость;
- Снижение мотивации к формированию навыков общения и работы в команде.
Таким образом, ИКТ являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В то же время применение ИКТ требует от преподавателя наличия знаний и компетенций, необходимых в этой сфере. Применение ИКТ обладает рядом достоинств, но существуют и недостатки, снизить влияние которых можно за счет сочетания комплекса различных педагогических технологий в образовательном процессе.

Список источников информации:
1. Богатырева Ю.И., Косарев П.А. Информационные технологии в научной деятельности (http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection4.htm#_Toc117927738)
2. Дедуль Т.Б. Применение ИКТ при проведении учебных занятий в ГОУ НПО и СПО // Электронный журнал Экстернат.РФ Опубликовано 06.10.2014 (http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/77-management-educational-institution/6106-2014-10-06-12-04-52.pdf)
3. Лысак М. И. Использование ИКТ в учебном процессе. - Выступление на педагогическом совете. Анализ использования ИКТ в учебном заведении. Опубликовано 08.02.2016 (http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/02/08/ispolzovanie-ikt-v-uchebnom-protsesse)
4. Степина С.И. Применение ИКТ в учебном процессе. – презентация. - Опубликовано 05.02.2015 (http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/02/05/prezentatsiya-primenenie-ikt-v-uchebnom)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar