Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку

Ефремова Н.Н., преподаватель иностранного языка
Торопко Р.В., преподаватель иностранного языка
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
г. Кропоткин, Краснодарский край

Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку
Запоминание новой лексики является основной проблемой, с которой сталкиваются многие люди, изучающие иностранный язык. Существует огромное количество различных методик для изучения иностранных языков, в том числе предназначенных конкретно для запоминания иностранных слов. Тренировку умений и навыков запоминания следует проводить с учетом главных закономерностей памяти.
Психологи выделяют 4 вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую и эмоциональную. Эмоциональная память - это психические процессы, которые характеризуются запоминанием эмоций и их последующим воспроизведением. В процессе речи мы выражаем не только мысли, но и чувства. Каждая мысль эмоционально окрашена. На эмоциональной памяти непосредственно основывается прочность запоминания материала: то, что у обучающегося вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина, тогда как в хранении обычных воспоминаний эти гормоны не участвуют, важно и то, что эмоционально окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения нейтральных воспоминаний.
В обучении предпочтительнее опираться на механизм непроизвольного запоминания, без прямых указаний на формальное заучивание материала.
Память на чувства, эмоции, вызываемые теми или иными объектами полезна в изучении иностранных языков тем, что закрепляет единство логического и чувственно-наглядного содержания. Чем ярче эмоции по отношению к словам и выражениям, тем лучше они закрепляются в памяти. Как правило, яркие эмоциональные образы не только быстро запоминаются, но и легко воспроизводятся. Эмоционально окрашенные впечатления фиксируются практически мгновенно и непроизвольно, так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид «яркой памяти» во многом сходен с образной, часто эмоциональная память, представляется даже более устойчивой, чем образная.
В учебном общении роль эмоционального компонента очевидна. Успешность собственного речевого высказывания, воодушевление, восхищение собственным успехом — это ценные эмоции, стимулирующие центры, через которые в соответствующие отделы головного мозга поступают сигналы, воздействующие на эмоциональную память, что способствует более прочному овладению лексическим материалом.
Одним из эффективных методических приемов, затрагивающих эмоциональную сферу обучающихся, являются ролевые игры, которые
помогают сделать учебное общение более интересным, увлекательным и продуктивным. Игра — это всегда эмоции, а там где эмоции, там внимание и воображение, там работает мышление. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра – это интересная эмоционально окрашенная деятельность, учебный характер игры ими часто не осознается, а выход из рутинной учебной деятельности в самообразовательную и творческую, вызывает неподдельный интерес и желание участвовать в учебном общении. Игровое обучение способствует развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности, а ситуативные игры позволяют не только воздействовать на чувства обучаемого через эмоциональную память, но и способствуют более эффективному запоминанию изучаемого лексического материала.
Эмоциональная память, несомненно, играет важную роль в повышении эффективности процесса обучения иностранному языку. Запоминание становится более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний.
Создание атмосферы эмоционального подъема в активной познавательной деятельности обучающихся не только обеспечивает эффективное усвоение изучаемого материала, но также способствует дальнейшему росту мотивации и сохранению продолженного интереса к изучению иностранного языка.

1. Пушкина К. В. Использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL на медицинском факультете ЧГУ им. И.Н. Ульянова. «Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования» / К.В. Пушкина, Н.В. Николаева // Международная научно-практическая конференция. ЧГУ им. И.Н. Ульянова. – 2015.
2. Gardner R.C. (1972). Attitudes and motivation in second language learning / R.C. Gardner, W.E. Lambert. – Rowley, MA: Newbury House.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar