☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Успешный урок- это результат совместного творчества, т.е. сотворчества
Босташвили Алена Владимировна, преподаватель спец. дисциплин,
Устич Наталья Алексеевна, преподаватель иностранных языков
ГБПОУ «Волжский политехнический техникум»

Аннотация: Статья посвящена практическому опыту внедрения новых моделей и технологий в обучении языку и профессиональном обучении. В этой работе авторы делятся своим педагогическим опытом использования таких современных образовательных технологий как сотворчество и сотрудничество, дают их краткую характеристику. Авторы считают, что особенно актуальны эти технологии на старших курсах, когда студенты рассматриваются как равноправные партнеры и делается упор на мотивацию обучения как начало профессионального роста.

Ключевые слова: активные и интерактивные методы обучения, сотворчество, сотрудничество, диалогическое (полилогическое) взаимодействие, поиск оптимальных решений, цветные матрицы.

Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий.
Дж. Неру


Мы работаем преподавателями уже более 20лет, но интерес к своей профессии, желание научить студентов не позволяет нам стоять на месте, а стимулирует внедрять новые модели и технологии в обучении своих дисциплин. В этой работе хотелось бы поделиться своим практическим опытом использования таких современных технологий как сотворчество и сотрудничество. Особенно актуальны эти технологии на старших курсах, когда делается упор на мотивацию обучения как начало карьерного роста и будущего благополучия.

Сотрудничество преподавателя и студента можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умения студентов и повышение их мотивации к обучению. При этом в деятельности и общении студентов и педагогов культивируются самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Преподаватель вместе со студентами, а не над ними. Все превосходство преподавателя не в особых правах над студентами, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете. Наша миссия - возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование. В этих условиях формируются действенные знания, и происходит личностное развитие: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое.

Как же реализовать сотрудничество практически? Эту проблему мы, преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин (специальность Компьютерные системы и комплексы), пытаемся решить вместе, используя активные и интерактивные методы обучения.
На своих бинарных уроках мы предлагаем такое творческое задание: команде выдан неправильный алгоритм установки и настройки различных компьютерных устройств на английском языке (видеокамеры, принтера, видеокарты и т.д.), необходимо установить правильный порядок. Так неправильный алгоритм установки и настройки видеокамеры представлен следующим образом:
1Connect a camera
2Connect a DVI or USB cable
3 Install a necessary driver
4Install a video capture card
5 Install necessary programs
6 Turn off a computer
7 Turn on a computer

Тогда как правильный алгоритм состоит в следующем:
1Turn off a computer
2 Install a video capture card
3Turn on a computer
4 Install a necessary driver
5Connect a DVI or USB cable
6 Install necessary programs
7Connectacamera
Соответственно перевод следующий:
1Выключите питание компьютера
2Установите карту видео захвата
3Включите питание компьютера
4Установите необходимые драйвера
5Подсоедините DVI или USB кабель
6Установите необходимые программы
7Подключите камеру

По окончании работы представитель от каждой команды зачитывает исправленный алгоритм на английском и русском языках. Работая в малых группах, студенты учатся слышать и слушать своего партнера, развивают умение работать в команде, а также совершенствуют коммуникативные навыки. Здесь срабатывает принцип «каждый учит каждого».

Одним из основных направлений современного образования является повышение эффективности труда педагога, т.е. работа на качество. Для этого мы используем в своей работе технологию обратной связи, где студенты рассматриваются как равноправные партнеры или даже молодые сотрудники. Это уже не только сотрудничество, но и сотворчество. Эти технологии имеют много общего, но все-таки различаются. В сотворчестве позиции педагога и обучающего в процессе познавательного поиска абсолютно равны. Так на наших бинарных занятиях при разделении на рабочие группы студенты сами объединяются, исходя из общих интересов, личных симпатий, выбирают капитана, определяют направления своей работы, конкретных исполнителей. Затем капитаны предлагают своей команде схемы комплектующих компьютера и периферийных устройств, где надо дополнить и назвать схему, написать назначение и перевод на английском языке недостающих компонентов схемы. Жюри (тоже состоящее из студентов) оценивает работу команды по точности работы команды и по правильности перевода. Или такое задание как найти соответствие между определениями или выражениями. Это перекрестный опрос команд, осуществляемый самими командами. Например: do-while –цикл с постусловием, switch- оператор переключатель и т.д.
Одним из отличительных признаков технологии сотворчества является наличие диалогического (полилогического) взаимодействия на уроке, когда поощряются разные мнения, которые вступают в активное равноправное взаимодействие, трансформируя друг друга. Поэтому на своих уроках мы широко используем дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов. Например, мы обсуждаем преимущества и недостатки разных типов компьютеров (analog, digital computer…). Всеми этими профессиональными качествами должен обладать специалист 21-го века. Наша задача как преподавателей состоит в том, чтобы поддерживать наличие большого количества правильных мнений и решений, подталкивать к поиску истины, формулированию проблем и творческих задач. Таким образом, достигается единство поставленной цели - нахождение оптимального варианта решения проблемы.

На своих уроках мы часто предлагаем студентам самостоятельно оценить их точку зрения и дать собственную оценку, сравнивая их и подталкивая к нахождению собственных ошибок. Свое отношение можно выразить с помощью цветных матриц (красный-одобрение и т.д.), выставление отметки или суммы баллов, отзывом или замечаниями. Проведение подобных уроков дает возможность творческому совершенствованию и преподавателей и студентов, а самое главное - показать студентам возможные пути и способы их профессионально-личностного роста.

Эффективным средством для развития творческой активности наших старшекурсников является успешное проведение на базе нашего техникума конкурса профессионального мастерства «Системотехник-201…» для студентов средних специальных учебных заведений укрупненной группы специальностей 230000 ОУ СПО Южного федерального округа, где номинация «Технический перевод» наилучшим образом представляет взаимосвязь английского языка и будущей специальности. Такие конкурсы профессионального мастерства развивают у студентов творческое мышление, самостоятельность, связывают учебу с практикой. Ребята представляют результаты своего сотрудничества и сотворчества с преподавателями в курсе изучения иностранного языка и спец. дисциплин в своих учебных заведениях.

Итак, на примере своей деятельности мы показываем, что сотрудничество и сотворчество на занятиях может проходить успешно в ходе совместной, направленной на достижение общего результата, деятельности.

Литература:
1. Англо-русский толковый словарь по вычислительной технике - М. ЭКОМПаблишерз;
Бином. Лаборатория знаний, 2012.
2. Восковская А.С., Карпова Т.А. Наука и технология. Наука и ученые. Беседа о компьютерах. Ростов н\д, Феникс, 2011. Стр. 138-160
3. Евстигнеев М.И. Компетентность учителя иностранного языка в областях использования информационно-коммуникационных технологий. Иностранные языки в школе – 2011 - № 9. – с. 2-9.
4.ЛакоценинаТ.П.Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов н\д: Изд-во «Учитель», 2012. – 256с.
5.Литонина Н.В. Интерактивные формы работы над текстом для чтения на иностранном языке в системе дистанционного обучения Moodle. . Иностранные языки в школе – 2013 - № 10. – с. 53-59.
Интернет-ресурсы:
1 Методика бинарного урока, Дергачева Галина Павловна, преподаватель спецпредметов:http://festival.1september.ru/
2 Нетрадиционные формы проведения урока, Т.С. Широбокова, преподаватель ГБОУ СПО «Колледж сервиса и туризма №29», г. Москва, http://oddom.
Категория: 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Александр (10.10.2016)
Просмотров: 59 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar