Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Формирование профессиональной самостоятельности обучающихся в процессе прохождения учебной практики (9-конф.)

Соломина Елена Сергеевна, преподаватель
Нижнетагильский филиал ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж», г. Нижний Тагил
Тема: "Формирование профессиональной самостоятельности обучающихся в процессе прохождения учебной практики"

Актуальность: повышению качества производственного обучения может способствовать профессиональная самостоятельность обучающихся студентов в процессе организации учебной практики.

С введением в систему СПО 3ФГОС существенно изменились учебные планы, содержание и организация учебных и производственных занятий. Большая роль принадлежит самостоятельной работе обучающегося, которая может выражаться в оформлении дневника учебной практики в условиях лечебно-профилактического учреждения и ведения учетных записей. Формирование и развитие самостоятельности обучающихся в выполнении элементов профессиональной деятельности - одна из важнейших задач преподавателя учебной практики, который является модератором обучения.

Профессиональная самостоятельность обучающихся может выражаться:
• в умении разобраться в требованиях программы учебной практики,
• в умении спланировать собственный процесс обучения,
• в самостоятельном использовании регламентирующей документации,
• в стремлении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе учебы затруднения,
• в умении контролировать ход и результаты своего обучения.
За время обучения учащиеся выполняют большое количество самых разнообразных по характеру и содержанию учебно-производственных работ. За этот сравнительно короткий срок они не всегда имеют возможности научиться выполнять все работы самостоятельно. Развитию профессиональной самостоятельности обучающихся способствует организация самостоятельной работы будущих медиков с пациентами в ЛПУ в форме проведения профилактической беседы, составления рекомендаций по предупреждению осложнений заболевания, а также подготовка пациента к методам обследования, демонстрация манипуляционной техники. Успешность формирования и развития профессиональной самостоятельности во многом зависит от способности преподавателя учебной практики своевременно поощрять проявление самостоятельности в работе, не допускать лени, желания уйти от ответственности за выполненные результаты или принятые решения, обращение за помощью при затруднении.

Сущность обучения профессиональной самостоятельности состоит в том, чтобы как можно чаще, предлагать обучающимся профессиональные ситуации, в которых они должны проявить самостоятельность, помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути ее выполнения, способы контроля и самоконтроля. Все это способствует развитию профессиональных и формированию общих компетенций. (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение, качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность).

В процессе выполнения работы преподаватель учебной практики наблюдает, контролирует и корректирует внешние проявления деятельности обучающихся, стимулируя активную самостоятельность и способы реализации данной деятельности. В формировании профессиональной самостоятельности большое значение имеет отношение преподавателя УП к ошибкам обучающихся. Задача руководителя состоит в том, чтобы работу по исправлению и предупреждению ошибок использовать как средство для развития самостоятельности обучающихся. Опытные преподаватели создают условия для самооценки учебно-профессиональной деятельности обучающихся, стимулируют рефлексию и поиск исправления ошибок, выводы на будущее. Ошибка, будучи осознанной, возбуждает мыслительную активность, что стимулирует обучающихся к преодолению трудностей, способствует развитию самостоятельности (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач).

Для будущих медицинских работников важным моментом в обучении является проявление профессиональной культуры, формированию которой уделяется особое внимание при обучении в период прохождения учебной практики, при взаимодействии с персоналом, пациентами ЛПУ. Профессиональная культура – это составная часть общей культуры личности, этика и деонтология профессионального общения. Развитию профессиональной культуры у обучающихся, способствует собственная профессиональная деятельность преподавателя, демонстрируемая при проведение манипуляции или беседы с пациентом в присутствии обучающихся. Особое значение при формировании профессиональной культуры, как личностного качества, имеет при подготовке в СПО специалистов с навыками вежливого делового общения с пациентами. Ежедневный мониторинг, наблюдение и оценка преподавателем профессиональных успехов обучающихся, способствует у них сформированности профессиональной культуры студента-медика (ОК 6. Работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий).

Дисциплина, грамотное использование медицинской документации, бережное отношение к оборудованию, добросовестность и аккуратность в труде, характеризует развитие личности обучающегося, его профессиональные качества, Одно из важных показателей культуры труда будущих квалифицированных медицинских работников – это привычка и умение планировать свой труд, плановость в работе (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием).

Обучающимся необходимо научиться планировать свой труд, осознать его содержание и цель, проанализировать и учесть условия деятельности, а также наметить пути и средства достижения цели, принять рациональное решение для выполнения своего замысла. Формирование данных качеств будущего специалиста, должно войти в привычку при осуществлении практического профессионального обучения (ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности).
Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения по ФГОС предполагают, что квалифицированный специалист обладает не суммой конкретных знаний и навыков, а культурой профессионального мышления и профессиональной интуиции. Следовательно, особое внимание преподавателю учебной практики следует обратить на то, чтобы мотивировать обучающихся предметом обучения, самостоятельно научиться выделять в предстоящей работе главное и решать любые производственные проблемы. При подготовке квалифицированных специалистов со средним медицинским образованием находят применение различные способы активизации познавательного процесса: метод малых групп, деловые игры, анализ клинических случаев, создание информационных бюллетеней и др. Они проводятся в целях приобретения и развития у обучающихся навыков партнерского взаимодействия, профессионального общения с пациентами, выработки и принятия определенных решений. Необходимо так направлять мыслительную деятельность обучающихся, чтобы процесс их мышления был процессом определенного поиска. Приблизить обучение к профессиональной деятельности позволяют профилактические беседы, создающие благоприятные условия для развития творческого потенциала личности и познавательного интереса к предмету обучения (ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку).

Таким образом, учебная практика по изучаемому профессиональному модулю, МДК под руководством преподавателя приближает условия профессионального обучения будущих специалистов к профессии. Учебная практика является средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности и социального взаимодействия людей, а также выступает как «метод поиска новых способов деятельности, эффективности обучения», снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальностью.

Список используемых источников.
1. Липчанская Татьяна Николаевна nsportal.ru›npo…i…formirovanie-samostoyatelnosti…
2. test.ssla.ru›student/practice/files/pup_100100.pdf
3. medcollege62-rzn.ru›index.php…ФГОС 3 поколения по специальности
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar