☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Использование ИКТ на уроках учебной практики по профессии "Повар, кондитер"
Использование ИКТ на уроках учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
Введение
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания мастером иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию.
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках производственного обучения
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные коммуникационные технологии (ИКТ) Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.
Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы
При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности я могу применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащихся.
ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР Microsoft Word. Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью я подготавливаю наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создаю иллюстрированные тесты, упражнения.
Так, например, при изучении разделов мною изготовлены и разработаны инструкционные и технологические карточки:
- «Первичная обработка овощей и грибов» (см. приложение «Простые формы нарезки овощей», Технологическая карта «Простая нарезка картофеля»)
- « Кулинарная обработка мяса, птицы, субпродуктов» (см. приложение инструкционная карточка «Кулинарная разделка и обвалка говяжьей туши», «Виды полуфабрикатов, изготавливаемые из частей говядины», инструкционная карта «Приготовление порционных и мелкокусковых полуфабрикатов из говядины».
- При проведении занятий по теме «Холодные супы» применяю разно уровневые карточки – задания.
Можно организовать выпуск училищных периодических изданий по предмету, оформить кабинет: так при оформлении уголка группы, уголка по технике безопасности, новинок в кулинарии используем текстовый редактор. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для творческой работы.
В 2012-2013 учебном году были проведены конкурсы газет и плакатов:
«За здоровый образ жизни», «Ветеран живет рядом», где мои учащиеся занимали призовые места.
С его помощью учащиеся выполняют творческие проекты, задания, доклады для занятий в рамках предметной недели можно представлять в интересной, визуально привлекательной форме. (см. приложение. Презентация.)
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР Adobe Photoshop. Опыт показывает, красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно коммуникационные технологии позволяют мне использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы. Для обработки красочных изображений используют редактор Photoshop.
GIF-АНИМАЦИЯ. Анимация – это то, что никого не может оставить равнодушным. Компьютерные анимации можно вставить в презентацию. Например при проведении курсового мероприятия антинаркотической пропаганды « Твоя жизнь в твоих руках» использовались видеоматериалы, презентации, где ребята видят к чему могут привести наркотики.
MicrosoftPowerPoint. С помощью программы PowerPoint создаю презентации для последующего показа во время выступления на семинаре, конференции. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ.
Internet Explorer Browser. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию.
Цели использования информационных технологий
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов
активизации познавательной деятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.
Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности ученика. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей.
Использование в преподавании информационных технологий вносит определенные коррективы в систему образования. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить детей различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы.
Работать по этой проблеме я начала три года назад и убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Активно использую информационные технологии в организации учебного процесса, работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Так, мною проводились уроки с использованием компьютерных дисков по темам: ««Первичная обработка овощей», «Формы нарезки», «Кулинарная обработка птицы», «Приготовление и отпуск первых блюд»,
« Приготовление и отпуск овощных блюд». На этих уроках учащиеся не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели приготовление, оформление и отпуск блюд. Система уроков медиа показала, что учащиеся лучше усваивают материал и реальнее представляют себе весь технологический процесс. Эффективно работаю по комплексному методическому обеспечению уроков, насыщению их современным теоретическим материалом, использует новые педагогические формы и методы проведения уроков.
Провожу большую работу по изготовлению нового и обновлению уже используемого учебно-методического комплекса по предмету.
В 2013 году в техникуме был проведен конкурс «Мастер года», в котором я заняла 1 место.

В рамках предметной недели по профессии «Повар, кондитер» 2013 учебном году мною был проведен открытый урок «Печём пасхальные куличи», с использованием ИКТ, выпущены газеты: «Новинки кулинарии», поделки, доклады, за что была объявлена благодарность.
В этом же году создала сайт в социальной сети работников образования, который поддерживается и пополняется ежемесячно.
Использование инновационных технологий, прекрасное владение материалом, знание психологии учащихся позволяет добиваться хороших знаний у учащихся.

Результаты качества знаний по производственному обучению
специальности «Повар, кондитер»
мастера производственного обучения Евтеевой Е.М. составило:
% качества знаний средний балл
2011 – 2002 учебный год 89% 4
2012 – 2013 учебный год 100% 4,5
2013 - 2014 учебный год 100% 4,6


На протяжении 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов группа была признана «Лучшей группой техникума».
В центр своей педагогической деятельности ставлю работу по сплочению коллектива и привитию любви к профессии.
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
Заключение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Таким образом, в сфере преподавания технологии использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала через гипертекст.
Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных учителем в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.
Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению.
Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.
Литература
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.
3. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.
4. Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 1989.
5. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.
6. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. – № З.
7. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование 1996.-№ 5.
8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
9. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика 1989. -№ 3.
10. Талызина Я Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. – 1898. № 3.
11. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И.Берга и др. – М., 1976.
Категория: 2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: ЕЛЕНА5987 (18.11.2014) | Автор: Евтеева Елена Викторовна E
Просмотров: 4213 | Рейтинг: 1.0/10
Всего комментариев: 0
avatar