☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 3. Компетентностный подход в профессиональном образовании

Реализация общих компетенций методом кейс технологий

Компететностный подход в профессиональном образовании

Тема: Реализация общих компетенций методом кейс технологий


Кобалова Надежда Ивановна, преподаватель
Государственное профессиональное образовательное учреждение Сыктывкарский торгово-экономический колледж


В условиях реализации ФГОС СПО нового поколения по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области профессиональной деятельности организации процесса приготовления и приготовление сложной кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий для различных категорий потребителей и управление производством продукции питания.
При реализации профессиональных модулей обучающиеся осваивают профессиональные и общие компетенции. Освоение профессиональных компетенций методом практико-ориентированных проектов осуществляется оценкой полученного конечного продукта – выпуск сложной кулинарной и кондитерской продукции. В процессе освоения общих компетенций возникает сложность в объективной оценке конечного результата, так как нет физического конечного продукта, который можно оценить по стандартным критериям.
Метод кейс технологий позволяет построить задания для освоения общих компетенций таким образом, что на каждом этапе работы обучающиеся имеют возможность производить самооценку своих достижений и соотнести свою оценку с оценкой преподавателя, который выступает в роли координатора. Основная цель метода кейс технологий – предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения нестандартных практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.


Отличительной особенностью кейс метода- создание проблемной ситуации на основе фактов реальной профессиональной деятельности, допускают множество путей поиска решения. Метод кейс технологий позволяет:
• научить обучающихся самостоятельному критическому мышлению;
• достигать активности каждого участника, вовлеченного в процесс;
• принимать самостоятельные аргументированные решения;
• развивать навыки командной работы;
Преподавателю в рамках реализации кейса отводится роль координатора, эксперта-консультанта. Обучающиеся имеют возможность проявить не только профессиональные, но и личностные качества.
На сегодняшний день, к сожалению, студент приходит в учебное заведение не всегда замотивированный на получение именно той профессии, которая ему предложена. Мотивом выбора обучения по специальности часто является постороннее влияние (авторитет родителей, мнение подруги, территориальная близость к дому и т.п.). Задача преподавателя - заинтересовать обучающихся , замотивировать их на качественное обучение, привить культуру профессионального общения . Метод решения нестандартных ситуаций как раз позволить выявить потенциал обучающихся, желание студентов развиваться в профессии. В конечном итоге метод контекстного обучения позволяет подвести обучающихся к четвертому уровню освоения профессионального модуля – полной самостоятельности при которой сам обучающийся находит проблему и сам решает ее.


Подготовка и реализация кейса на примере практического занятия по организации выставки сложной кулинарной продукции , посвященной 55-летию колледжа.По срокам исполнения кейс профессионального модуля реализуется за 5 практических занятий
По классификации кейс –полевой ( разрабатывается на основе реальных событий), кейс решение (студентам необходимо определиться с методами решения поставленной задачи, сформулировать план действий, разработать обоснованный алгоритм решения проблемы, который максимально нацелен на успех)
Решение кейса осуществляется по 5 этапам:
1 - инициирующий,
2 - основополагающий,
3 - подготовительный,
4 - практический,
5 - итоговый.


На первом этапе важно сформулировать задание, позволяющие студенту определиться в социальной значимости выбранной профессии и способные выработать устойчивый интерес к выбранной профессии. Освоение ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Деятельность педагогана первом этапе состоит в том, чтобы четко сформулировать поставленную задачу ( разработать ассортимент сложной кулинарной продукции для организации выставки ), определить источники информации по теме, разработать алгоритм выполнения задания
Деятельность обучающихся на этом этапе - получение проблемной ситуации, определение цели и методов реализации поставленной задачив рамках профессионального модуля, определение мотивации своей деятельности.


На втором этапе важно четко определить профессиональную задачу для того , чтобы студент имел возможность выбора типовых методов решения и прогнозирования стандартных и нестандартных решений. Смог осуществить планирование своей деятельности индивидуально и в микрогруппах. ОК 03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ; ОК 06Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Деятельность преподавателя –координирование создания микрогрупп с учетом индивидуальных способностей обучающихся для достижения максимально высокого результата. Это особенно важно при выполнении творческих заданий.
Деятельность обучающихся на втором этапе – создание микрогрупп, распределение задания внутри группы, поиск путей решения поставленной задачи.


На третьем этапе студентам предстоит самостоятельно вести поиск информации, анализ и систематизацию полученных данных. На этом этапе очень важно взаимодействие студентов, работа в сотрудничестве, поэтому задания третьего этапа необходимо разрабатывать с учетом индивидуальных знаний и умений каждого участника индивидуально и микрогруппы в целом. ОК 04 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Деятельность преподавателя на третьем этапе– консультирование по возникающим вопросам, координация действий обучающихся в выборе рецептур и оказание практической помощи в расчетах.Третий этап особенно важен тем, что подобранное студентами решение поставленной задачи на четвертом этапе будет практически реализовано в виде приготовления сложной кулинарной продукции и в конечном результате - организация выставки для гостей колледжа. В связи с этим координация действий обучающихся носит практико-ориентированный характер.
Действия обучающихся – разработка рецептур сложной кулинарной продукции, подбор способов оформления сложных блюд, выбор посуды для подачи, разработка схемы расположения кулинарной продукции на выставочном столе.


На четвертом этапе обучающиеся под руководством преподавателя осуществляют практическую реализацию разработанных рецептур в соответствии с технологическим режимом.На этом этапеобъективно оценивается реализацияОК 03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ; ОК 06Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Непосредственное выполнение задания в виде сложной кулинарной продукции
Действия преподавателя - координация действий обучающихся при изготовлении сложной кулинарной продукции, контроль за соблюдением технологического режима и санитарных норм при выработке сложной кулинарной продукции, оценка действий обучающихся на всех стадиях организации выставки кулинарной продукции.
Действия обучающихся – непосредственное изготовление сложной кулинарной продукции на основе технологических карточек , разработанных на 3 этапе, оформление, организация выставки, посвященной празднованию 55 – летия колледжа.


На пятом этапе разработка задания предполагает оформление результатов выполненной работы. Поэтому необходимо четко и однозначно определить вид и форму отчета с указанием критериев оценки выполненного отчета. ОК 07 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; ОК 09 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Деятельность преподавателя на пятом этапе – четкое определение формы отчета, сроков выполнения отчета, разработка критериев оценки работы микрогруппы в целом и каждого студента в отдельности. Оценка освоения профессиональных и общих компетенций.
Деятельность обучающихся на заключительном этапе – подготовка отчета осуществляется как индивидуально, так и коллективно. В отчете должны быть отражены все этапы работы микрогруппы от поиска информации до практической реализации . Обучающиеся самостоятельно распределяют обязанности при оформлении технологических карточек, иллюстративного материала, фото- и видеоматериалов Рефлексия на этом этапе работы поможет скорректировать допущенные недочеты на протяжении решения нестандартной задачи


Пятый этап итоговый сложен тем, что оценивание деятельности участников осуществляется не только по полученным практическим результатом (продукт деятельности ), но и вкладом каждого студента в решение поставленной нестандартной ситуации в целом. Критерии оценки деятельности на итоговом этапе студенты должны получить уже на первом этапе для того, чтобы обучающиеся могли проводить самооценку на каждом этапе решения задачи. ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Ключевое слово при решении поставленной задачи методом кейс технологий при освоении общих компетенций – взаимодействие, так как основное требование к учебному кейсу – реалистичность. Контекстное обучениеотражает логику появления проблемы ситуаций в сфере будущей профессиональной деятельности, применение самых эффективных методов или технологий их решения с опорой на опыт специалистов . Специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и открыто обсуждать то, что они знают и о чем думают. Обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.


Список литературы
1. Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов \ Авт. Сост. Осипова И.В., Тарасюк О.В. - Екатеринбург: РГППУ, 2009

Категория: 3. Компетентностный подход в профессиональном образовании | Добавил: Александр (26.01.2016)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 1.0/3
Всего комментариев: 0
avatar