Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Компетентностный подход на уроках физики

Михайлова Елена Викторовна
Многопрофилный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ


В настоящее время образование претерпевает огромные изменения. Возникла необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, способных к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие.

Одних знаний, умений, навыков теперь недостаточно. Необходимо в корне пересмотреть содержание уроков. Наряду с традиционными методами обучения, следует активно внедрять инновационные технологии, которые направлены на развитие таких свойств личности, как коммуникативность, компетентность и компетенции. Инновационные технологии являются более целенаправленными и интенсивными процессами, приводящими к созданию лучших по своим качествам и свойствам знаний, умений и информации благодаря практическому использованию новых идей.
Главной задачей для преподавателей СПО в настоящее время является качественная подготовка будущих рабочих. Выпускники колледжей должны свободно владеть своей профессией и быть востребованными на современном рынке труда.

Развитие и воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от преподавателей применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения.

Если понаблюдать за детьми дошкольного возраста, то можно увидеть, что на протяжения всего дня они постоянно заняты исследованием, изучением, экспериментированием. А в результате они получают знания. Когда дети возводят башни из кубиков, они изучают основы строительства и понятие «стабильности». Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом. К сожалению, после детского сада дети попадают в школы, в которых исповедуется другой подход к образовательному процессу. Обучающие тратят огромное количество времени на работу с упражнениями, тестами, экзаменами, на лекции педагогов. В какой-то мере все это означает, что они перестают развиваться как творчески мыслящие личности.

Целью исследования стала попытка адаптировать дошкольный образовательный опыт для студентов СПО. Чтобы добиться этого, необходимо было использовать новые образовательные инструменты и технологии. Студенты с удовольствием принимали участие в моем эксперименте. А все началось с обыкновенных кубиков. Студентам, обучающимся по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, было предложено разбиться по группам и построить здание необычным способом. На каждом занятии они получали разные задания для достижения своей цели.

Перечислю основные этапы нашего строительства:
1. Нарисовать эскиз здания в цвете. (Данная работа оказалась очень простой, и студенты старались придумать самые необычные варианты, а также по-новому рассмотрели понятие цвета, как свойство предметов вызывающее определенные зрительные ощущения, вспомнили явление смачивания и взаимодействия частиц вещества);
2. Построить из предложенного материала (кубики разной формы и размеров, солома, ветки деревьев, песок, снег) по своему эскизу макет здания. (При выполнении данного задания студенты столкнулись с некоторыми трудностями, для преодоления которых необходимо было вспомнить основные правила динамики и статики, свойства материалов. На данном занятии рассмотрели многие физические явления, свойства, законы, на основе которых строятся дома. Студенты получили задание подготовить сообщения на тему: «Дома народов мира»).
3. Нарисовать эскиз комнат. Сделать акцент на освещение. (Студенты предвидели задание следующего занятие, и поэтому варианты с освещением были не очень сложными)
4. Провести освещение. (Повторение тем «Электрический ток», «Трансформаторы», «Фотометрия». Для выполнения данного задания студентам было предложена виртуальная лаборатория Electronics Workbench. Студенты должны были получить возможность очень быстро модифицировать конструкции, чтобы в пределах урока попытаться нащупать оптимальное решение. Современные информационные технологии позволяют создавать модели различных физических объектов, явлений и процессов и отображать их на экране ПК с возможностью варьировать параметры).

Студентам такая работа очень понравилась. Идеи по обустройству своего дома они предлагали самостоятельно: тепловые, акустические расчеты, проведение канализации, установление лифта, создание интерьера с учетом эргономики, создание роботов, облегчающих жизнь.
Возводя свои здания, студенты вспоминали физические явления, законы, изучали технологические, научные и математические концепты и понятия, такие как механическое взаимодействие, обратная связь, управление механизмами. Но самое главное, что студенты научились навыкам творческого мышления, инженерного проектирования, тому, как сформулировать идею, довести ее до работающего прототипа, протестировать и внести необходимые изменения причем делали они это с невиданным энтузиазмом.

Лучшие результаты достигли те участники, которые полностью осознали алгоритм творческого подхода: это формулирование идеи, создание прототипа, его тестирование и модификация, взаимодействие с коллегами, оценка чужого опыта, внедрение при необходимости сторонних советов и идей. Именно такой подход стал залогом успешного выступления на защите своих проектов.
На своих уроках пытаюсь расшевелить фантазию студентов, заставляю их взглянуть на проблему под другим углом. При выполнении любого задания советую студентам пользоваться фразой «думай иначе».

Помимо навыков поиска оптимальных решений, студенты учатся работать в команде, ведь именно в коллективе предстоит трудиться будущим специалистам. Сложные задачи даются группе студентов, которые вынуждены быстро распределять роли: кто программирует, кто разрабатывает концепты, кто собирает модели, кто координирует весь проект.
Для решения поставленных задач требуются нетривиальные знания из совершенно разных областей — живописи, кинематики, программирования, геометрии, математики, инженерии.

Литература
1. http://www.popmech.ru/technologies/15792-stanki-konveyery-i-art-roboty-iz-lego/
2. ИвановД.А. Компетентности и компетентностный поход в современном образовании. Библиотечка « Первого сентября». М. 2007
3. Сергеев И.С., В.И. Блинов Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности (практическое пособие) М. АРКТИ, 2007 год.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar