Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Технология модульного обучения в образовательной области естествознание

Пилипенко Наталья Алексеевна
КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша», город Хабаровск.


Как известно, важнейшим условием успешного экономического развития страны является высококвалифицированная рабочая сила. В настоящее время развернулась активная работа по реализации положений Болонской декларации в системе высшего и среднего профессионального об­разования Российской Федерации. Новые стандарты требуют и разработки учебных планов и программ на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц.

Компетентностный подход предполагает сущест­венные изменения в организации и содержании обра­зовательного процесса, начиная от мотивации обуче­ния и до его оценивания и коррекции. Это связано с возникновением стратегической установки педагогиче­ского образования на ориентацию личности будущего педагога быть способным и готовым «к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контек­стов» (по В. И. Байденко).

В определенной мере компетенции соответствуют зафиксированным в стандарте требованиям к готовности выпускника пе­дагогического образовательного учреждения.

В общем виде компетенции пред­ставляют собой совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, опыта деятельности и реф­лексии студента по отношению к определенному кру­гу объектов реальной действительности, необходи­мых для осуществления личностно и социально зна­чимой продуктивной деятельности.

Компетенции предлагаются студентам для овладе­ния, формирования у них соответствующих компетентностей. Под компетентностью понимается личност­ное качество будущего педагога и реальный уровень его образования, приобретенные в процессе обучения.

Компетенции (по А. И. Иванову, доктор пед. наук) можно разделить на две группы: ключевые и профессиональ­ные

Ключевые компетенции, к которым относятся универсальные, базовые, общие, надпрофессиональ­ные и т.д., определяют инвариант содержания педа­гогического образования вообще, обеспечивают про­фессиональную гибкость педагога и поэтому не яв­ляются узкоспециализированными. Они многофунк­циональны, поскольку позволяют студенту решать проблемы из разных сфер жизни, они способствуют его становлению и определяют стартовые возможно­сти в успешности деятельности.

Помимо перечисленного к ключевым компетенци­ям можно отнести: профессиональную направлен­ность (доминирующие потребности, мотивы, ценно­стные ориентации и установки); профессионально важные качества (наблюдательность, креативность, контактность и пр.); профессионально значимые пси­хофизиологические свойства (энергетизм, реактив­ность и др.). Этот перечень основан на представлении о структуре личности специалиста.

Таким образом, можно утверждать, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность и фун­даментальность педагогического образования.

Профессиональные компетенции педагога отно­сятся к конкретной сфере деятельности - педагогиче­ской. Они подразделяются на академические и специ­альные. Академические компетенции (общенаучные, социально-личностные, экономические) предполага­ют владение методологией и терминологией по от­дельным взаимосвязанным областям знаний (напри­мер, педагогика + психология + социология), обеспе­чивая широкую научную академическую ориентацию и академический профиль образовательной програм­мы. Специальные компетенции можно разделить на общие для всех специальностей того или иного на­правления (группы специальностей) и предметно-специализированные, связанные с конкретными спе­циальностями (дошкольное образование, музыкальное образование, преподавание в начальных классах и др.). Они во многом определяют вариатив­ное содержание педагогического образования и тре­бования к выпускникам.

Компетентностный подход означает выбор и соот­ветствующих образовательных стратегий. Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии:

• модульное обучение;

• обучение keis-study посредством пакета ситуаций для принятия решений;

• проектное обучение.

В связи с этим можно представить такой список образова­тельных технологий:

- технология модульного под­хода;

- технология развития критического мышле­ния;

- технология рефлексивного обучения;

- техно­логия проектного обучения;

- технология педагоги­ческого сопровождения.

Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного. Для эффективной реализации модульного обучения перед преподавателями стоят следующие задачи:

применять активные методы обучения;

создавать условия для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое приобретение нового опыта;

переосмыслить роль и функции самого преподавателя, научиться обучать по- новому.

В центре модульного обучения находится обучающийся, а задача преподавателя – стимулировать активную позицию студента и побуждать его к самостоятельному, самоуправляемому обучению; для этого ему нужно дать возможность ответить на следующие вопросы:

Чего я хочу достичь?

Почему я хочу это изучать?

Какие умения мне нужны для этого?

Как я пойму, что я этому научился?

Таким образом, модульное обучение предполагает формирование активной жизненной позиции преподавателя и активной позиции обучающегося. Это означает, что студенты изначально вовлечены в процесс планирования собственного обучения и оценки освоенных компетенций.

Успешное освоение компетенций обеспечивается тем, что учащиеся:

понимают, разделяют и самостоятельно определяют цели и задачи модуля;

разделяют ответственность за процесс обучения;

обучаются работать в команде;

ориентированы на поиск новых знаний;

осваивают умения на практике;

постоянно учатся учиться.

Обычно преподаватели теоретических дисциплин убеждены, что без их предметов обойтись нельзя (в том объеме, котором они привыкли транслировать учащимся), при этом зачастую могут до конца не понимать сути и особенности той профессиональной деятельности, которой предстоит заниматься их студентам в дальнейшем. Основа предлагаемой методики - обучение посредством деятельности.

Основные принципы методики модульного обучения могут быть сформулированы следующим образом:

Весь процесс обучения должен быть ориентирован на достижение определенных задач.

Обучающимся следует предоставить возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. В связи с этим нужно отказаться от практики «трансляции» знаний и дать возможность студентам самим искать информацию и осваивать новое знание.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться».

Индивидуализация процесса обучения, а именно, предоставление каждому студенту возможности осваивать компетенции в индивидуальном темпе.

К числу самых распространенных форм и методов обучения в рамках предполагаемого подхода относятся:

работа в малых группах;

работа в парах;

проекты;

практические задания;

обучение с использованием компьютерных технологий;

На мой взгляд, нельзя согласиться с мнением некоторых специалистов о том, что модульное обучение невозможно использовать в рамках общеобразовательных предметов, а только в вариативной части, т.е. профессионально значимых дисциплинах. Модульное обучение в рамках образовательной области естествознание способствует формированию ключевых и академических компетенций. А для студентов педагогических специальностей и профессиональных компетенций (так, например, учащиеся вырабатывают и корректируют требования к оценке, учатся самостоятельно оценивать собственную работу и работы студентов других групп; начинают формировать представление о разнообразии методов и форм обучения и т.д.).

На вводном занятии, совместно с учащимися формируем малые группы, методом мозгового штурма определяем критерии оценивания ответов, правила работы в группах, распределяем должностные обязанности (капитан, ассистент, дизайнер, почемучка, теоретик и др.).

Модульное обучение эффективно при изучении дисциплин образовательной области естествознание, потому, что обучение направлено на предоставление возможностей комплексного освоения ключевых компетенций, востребованных на рынке труда.

Литература:

Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109.

Дробышевский С.В. Модульное обучение: методические возможности и ограничения // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2003. – № 1. – С. 8-20.

Суворова Г. М. Модульное обучение как технология / Г. М. Суворова // Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания. - http://dlc-gw.edu.yar.ru - от 5 февраля 2003.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar