☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 3. Компетентностный подход в профессиональном образовании

Опыт организации и проведения встреч студентов с социальными партнерами в рамках развития общекультурных и профессиональных компетенций
Григорьева Анастасия Владимировна
ГПОУ «Беловский политехнический техникум», город Белово

На современном рынке труда постоянно повышаются требования к подготовке специалистов. В этих условиях выпускнику довольно сложно адаптироваться и активно и плодотворно включиться в трудовую деятельность сразу после окончания обучения. Выпускник учебного заведения должен осознавать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Сложность добавляет и то, что у большинства обучающихся нет ясного представления о выбранной профессии/специальности, и задачей преподавателей является сформировать понимание профессиональной и социальной важности своей профессиональной деятельности.

Компетентностный подход в образовании предполагает, что обучение сводится не к простой передаче знаний от преподавателя к обучающемуся, а должно формировать способность применять знания, умения, отношения и опыт в стандартных и нестандартных трудовых ситуациях.

Определившиеся условия обусловили необходимость поиска таких подходов к организации и содержанию обучения, которые позволили бы более эффективно готовить специалистов, обладающих необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями.

Решение обозначенных проблем возможно с помощью организации встреч студентов с представителями организаций потенциальных работодателей.

Целью работы является обобщение опыта организации и проведения встреч студентов с социальными партнерами.

Достижение поставленной цели осуществляется через постановку следующих задач: предложить этапы подготовки и проведения встреч с социальными партнерами на основании собственного опыта проведения таких встреч; представить итоги анкетирования студентов по данному вопросу; сформулировать итоги организации и проведения встреч с потенциальными работодателями.

Методы исследования: анкетирование, обобщение собственного опыта по проблеме исследования.

Встречи с потенциальными работодателями всегда популярны у студентов всех специальностей, поскольку дают возможность узнать у представителя потенциального работодателя о многих интересующих студентов вопросах.

Цели данных встреч могут быть самыми разнообразными: укрепление связи теоретического и практического обучения; развитие познавательного интереса студентов; повышение интереса к своей будущей специальности и ее социальной значимости; развитие профессионального мышления и многие другие.

Подготовка и проведение таких встреч включает в себя следующие этапы:

1. Преподаватель должен определиться с местом данной встречи в учебном процессе. Это может быть как вводное занятие по специальной дисциплине, так и лекция (лекция—дискуссия) по определённой теме. Данная встреча также может быть организована как внеучебное мероприятие.

2. Предварительная договоренность с руководством социального партнера о дате и месте проведения встречи. Встреча может быть организована в учебном заведении или на территории зданий предприятия.

3. Определение (назначение) ответственного лица от предприятия. Хорошо, если представитель предприятия – бывший выпускник учебного заведения. Важны ораторские и личные качества выступающего: речь должна быть четкой о понятной студентам; выступающий должен разбираться в докладываемых вопросах, но говорить только о главном; быть максимально объективным; быть коммуникабельным, открытым для вопросов.

4. Обсуждение плана встречи. Организационный момент включает в себя представления представителя работодателя, а также может включать краткую историю предприятия. В содержание встречи целесообразно включить следующие вопросы: современное состояние дел на предприятии, возможность прохождения практик, наличие вакантных мест и программ поддержки молодых специалистов, условия труда, возможности профессионального роста, требуемый уровень подготовки для успешной работы по специальности, перспективность данной специальности. Хорошо, если представитель предприятия поделится личным опытом профессионального становления и карьерного роста, а также вспомнит свои студенческие годы, этим он расположит к себе аудиторию. Необходимо выделить время на вопросы студентов (дискуссию).

5. Обсуждение со студентами предстоящей встречи и интересующих их вопросов. Также необходимо обсудить со студентами правила ведения дискуссии. На данном этапе у студентов формируется интерес к предстоящей встрече в целом и к рассматриваемым вопросам в частности. Возможно, после данного обсуждения возникнет необходимость корректировки содержания встречи.

6. Продумать наглядность (презентация, информационный стенд, раздаточный материал и т.п.), а также другие элементы лекции (как расставить столы, вода для представителя работодателя и проч.)

7. Непосредственно встреча с представителем социального партнера. Преподаватель во время всей встречи выступает в роли ведущего. Он направляет ход встречи; выстраивает дискуссию и следит за соблюдением темы; задает дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным; повторяет или обобщает информацию, если это представляется ему необходимым; стимулирует живую дискуссию, вызывать участников на выступления; а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

8. Обсуждение итогов встречи со студентами. Может быть проведено сразу после встречи, либо в начале следующего занятия. Необходимо предоставить студентам возможность самостоятельно обобщить результаты встречи для возможного внесения изменений в содержание будущих встреч.

9. Обсуждение итогов встречи с представителем и руководством предприятия для выявления недочетов и дальнейшей корректировки проведения встреч.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты при проведении встречи. Избегать перенасыщенности историей фирмы, лучше акценты смещать на настоящую ситуацию и на будущие перспективы предприятия. Стараться обеспечить объективность – рассказывать не только о достоинствах компании, но и о сложностях, с которыми могут столкнуться будущие работники предприятия. Каждую встречу организовывать с обоюдной выгодой: для работодателя эти встречи дают возможность рекламы, а для студентов необходимо обеспечить возможность прохождения практик, стажировок и дальнейшего трудоустройства.

С целью выявления исполнения ожиданий студентов от встреч с потенциальными работодателями, было проведено анкетирование 60 студентов 3-4 курсов. Основными результатами данного анкетирования было следующее.

Более 90% респондентов считают, что очная встреча с потенциальным работодателем необходима.

При устройстве на работу приоритетными факторами будут являться размер заработной платы (52% опрошенных) и возможность карьерного роста (22% опрошенных).

80% респондентов планируют свою карьеру уже во время обучения, 18% - будут планировать после окончания учебного заведения, и только 2% ответили, что не собираются планировать карьеру.

80% опрошенных готовы помогать преподавателям и работодателям в организации таких встреч.

78% отпрошенных считают наиболее удобным местом встречи помещения предприятия.

На встрече студенты хотели бы узнать информацию: о возможности трудоустройства (35% опрошенных), о возможности пройти стажировку или практику на предприятии (22% опрошенных), о возможности карьерного роста на предприятии (14% опрошенных).

Итогами организации и проведения встреч является: осмысление профессиональной и социальной значимости будущей профессиональной деятельности; получение новых и закрепление имеющихся знаний; опыт ведения дискуссии; содействие профессиональному становлению студентов; повышение конкурентоспособности студентов и адаптации к современным социально-экономическим условиям; возможность организации практик и трудоустройства и др.

Таким образом, продуманная организация встреч с социальными партнерами даёт возможность решать образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения, способствуют развитию общекультурных и профессиональных компетенций.

Литература
Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - Педагогика, 2003, №10.2. Якушин Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока.// Народное образование. – 2012. – № 2.
Даниленко, О.М., Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования. – Информию, 29.01.2014, http://www.informio.ru/publications/id632
Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный поход в современном образовании. Библиотечка « Первого сентября». М. 2007
Науманн Фридрих, Либеральные Клубы, Либеральные Столы Фонда Фридриха Науманна - М.: Комплекс-Прогресс, 2000.
Категория: 3. Компетентностный подход в профессиональном образовании | Добавил: Александр (29.08.2016)
Просмотров: 90 | Теги: Опыт организации и проведения встре | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar