Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Процесс воспитания как важная часть компетентностного подхода в профессиональном образовании

Гаджиева Венера Шавкятовна
ГБОУ СПО «УФК» Минздрава России г.Ульяновск


Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:

- потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;

- необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий , имеющихся в образовательных учреждениях , разработанных в соответствии с ФГОС,

- необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств.

С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?

Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификации и уровень образования

Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.

Отвечая на вопрос – ради чего учить ? говорим о ценностях образования, центрации педагога: кого или что главным для себя в работе считает педагог - обучающегося, его развитие; оценки по предмету, мнение коллег, администрации или что-то другое ?

Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами.

Классификации ключевых компетенций

Первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе.

Обратимся к стандарту ФГОС СПО Сравнительный анализ свидетельствует о том, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный ( универсальный) характер, в то же время, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности.

Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.

Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским.

Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования .

Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС

Ценностно-смысловые компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Общекультурные компетенции

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Учебно-познавательные компетенции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

4. Информационные компетенции.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Коммуникативные компетенции

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

6. Социально-трудовые компетенции.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

7. Компетенции личностного самосовершенствования

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Выпускник колледжа не только специалист, но и личность, обладающая сложной системой ценностей, принципов, имеющая индивидуальную гражданскую позицию. Он должен обладать способностью к социальной адаптации, правильно разбираться в политических, социальных, экономических, демографических и других значимых проблемах современного общества. Осуществление компетентностного подхода требует обязательного сочетания в образовательном процессе двух составляющих, учебной и воспитательной. При этом процесс обучения, направленный на развитие системы знаний и умений обучаемого, должен формировать отношение к получаемым знаниям и осознание их ценности. Процесс воспитания в СПО связан с формированием личности будущего специалиста. Основная задача подготовки выпускника научить обучаемого личностно-ориентированному подходу к пациенту на основе его индивидуальных особенностей, его семьи, умению организовать медицинскую и медико-социальную помощь . Вопросы воспитания студенческой молодежи решаются различными подразделениями колледжа: советом по воспитательной работе, студенческим самоуправлением. Коллектив педагогов решает следующие цели и задачи: формирование у студентов гражданской позиции, привитие чувства патриотизма; обеспечение создание условий направленных на сохранение нравственных, культурных ценностей, традиций СПО; совершенствование работы кураторов; внедрение в практику воспитательной работы результатов мониторинговых исследований; информационное обеспечение обучающихся через средства информации; внедрение новых форм и методов воспитания. На ЦМК разрабатываются планы воспитательной работы; осуществляется организации и проведении социально-воспитательных мероприятий; осуществляется разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения и социально-воспитательной деятельности на отделениях. Таким образом, компетентностный подход предусматривает четкую логическую интеграцию воспитательного начала в образовательный процесс, который направлен на формирование как общечеловеческих, так и профессионально значимых ценностей и качеств личности, навыков эффективной коммуникации, мотивации к дальнейшему непрерывному саморазвитию, поддержанию общей культуры.

Литература:
1. Баскаев, Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р. М. Баскаев// Инновации в образовании. – 2007. – №1. – С.10-15.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // «Эйдос»: Интернет-журнал. – 2006. – 5 мая. – Режим доступа к журн. : http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
3. Овсянникова, Е. К. Особенности формирования общекультурных компетенций студентов медицинского вуза / Е. К. Овсянникова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – Режим доступа к журн. : http://cyberleninka.ru/journal/2012/4-2.htm.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar