☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 3. Компетентностный подход в профессиональном образовании

Развитие профессиональной компетентности cтудентов технических специальностей при обучении инженерной графике.
Компетентностный подход в профессиональном образовании
Развитие профессиональной компетентности cтудентов технических специальностей при обучении инженерной графике.
Лыткин Петрусь Иванович преподаватель спецдисциплин,
Якутский индустриально-педагогический колледж, г.Якутск.

Обязательным условием Якутского индустриально-педагогического колледжа является интегрированная система обучения - органичное соединение теоретической подготовки студентов с их профессиональной деятельностью на базовых предприятиях, в организациях и учреждениях.
Решение проблемы развития профессиональной компетентности студентов технических специальностей в процессе обучения графическим дисциплинам лежит в процессе обучения и разработки новой оптимальной технологии обучения инженерной и компьютерной графики на основе компетентностного подхода и ориентированной на развитие компонентов профессио¬нальной компетентности будущего специалиста.
Графические предметы для технической специальности являются первыми профессионально ориентированными дисциплинами, с которыми сталкивается студент. Успехи в освоении этих предметов служат индикатором будущей профессиональной состоятельности, так как невозможно представить себе специалиста, не владеющего графическим языком.
Одной из главных проблем среднего профессионального образования для технической специальности является противоречие между возрастающими требованиями к конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников.
– процесс обучения графическим дисциплинам студентов технических специальностей.
– развитие профессиональной компетентности студентов технических специальностей при обучении графическим дисциплинам.
– развитие профессиональной компетент¬ности студентов технической специальности в процессе обучения графическим дисциплинам с помощью технологии обучения, спроектированной в логике компетентностного подхода.
 обучение графическим дисциплинам обеспечит развитие профессиональной компетентности студентов, если:
 содержание графических дисциплин будет отвечать таким
целям обучения, которые детерминированы особенностями современной профессиональной деятельности;
 будет найдена оптимальная последовательность графических дисциплин в учебном плане подготовки студентов технической специальности;
 технология обучения графическим дисциплинам будет разработана на основе компетентностного подхода;
 используемые компьютерные технологии будут содействовать развитию профессиональных навыков будущего специалиста.
При разработке технологии обучения, основанной на компетентностном подходе, обоснована целесообразность соотнесения целей, содержания, форм и средств технологии обучения графическим дисциплинам с компонентами профессиональной компетентности, детерминируемыми особенностями современной профессиональной деятельности специалиста.
Теория проектирования технологии обучения графическим дисциплинам студентов технической специальности обогащена педагогическими знаниями об особенностях реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста и может быть трансформирована на другие предметы программы обу¬чения студентов.
Разработаны целевой, содержательный и процессуальный компоненты технологии обучения студентов технических ссузов компьютерной и инженерной графики и машиностроительного черчения; определены преемственности и последовательности изучения графических дисциплин; выявлены средства реализации межпред¬метных связей графических дисциплин с другими дисциплинами программы подготовки студентов технической специальности.
Профессиональная компетентность специалиста включает в себя общепрофессиональные и специальные качества, физиологический, психологический и морально-этический компоненты и зависит от социально-экономических требований современного общества. Структура профессиональной компетентности специалиста включает в себя такие составляющие, как когнитивный, аксиологический, коммуникативный, социально-психологический компоненты и профессиональный опыт.
Несомненным плюсом внедрения компетентностного подхода в систему образования является реализация личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подхода в образовательном про¬цессе.
В процессе развития компонентов профессиональной компетентности в самом начале обучения будущего специалиста немаловажная роль отводится как самому курсу, так и разработанной технологии обучения инженерной и компьютерной графике в силу их
1) позиционных условий: обучение графическим дисциплинам начина¬ется с первого семестра и продолжается два курса;
2) условий, связанных с содержанием, целью и задачами самих предметов:
– профессиональной значимостью содержания графических дисциплин;
– тесной взаимосвязью с программами других математических, специ¬альных и общетехнических дисциплин и с будущей профессиональной деятельностью;
– характером «самодостаточности» этих предметов; по окончании студент может применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении чертежей машиностроительных и строительных конструк¬ций «от руки» и с помощью компьютера не только в курсовых проектах, но также и в трудовой деятельности;
3) принципиального отличительного качества графических дис¬циплин, ко¬торое заключается в том, что они начинаются с теоретичес¬кого курса, формирующей фундаментальные знания, и продолжаются практическими прикладными дисциплинами.
Предметная (графическая) компе¬тентность является неотъемлемой частью:
– когнитивной компетентности студента. Графическая компетентность является не только целью, но и средством для овладения мно¬гими знаниями в области других специальных и общепрофессиональных дисциплин;
– коммуникативной компетентности, так как язык графики, знание стан¬дартов, компьютерных графических редакто¬ров объединяет всех специалистов. В процессе изучения правил выполнения и чтения чертежей студенты уже на первых курсах погружаются в мир профессиональных понятий и терминов.
В процессе обучения графическим дисциплинам в логике компетентностного подхода также развиваются:
– аксиологическая компетентность, так как профессиональная направ¬ленность всей программы, содержания и методики препо¬давания гра¬фических дисциплин способствуют усилению профес¬сиональной мотивации обучения, постоянному определению целей и значимости учебно-познава¬тельной деятельности студента, его самоактуализации и рефлексии его спо¬собностей и достижений в профессиональном становлении;
– социально-психологическая компетентность, которая позволяет сту¬денту и специалисту реализовать свои знания в нужный момент в конкрет¬ном месте. Этот компонент профессиональной компетентности развивается общими усилиями всех непосредственных участников учебно-познава¬тельной деятельности.
Графические дисциплины более всех остальных предметов первого и вто¬рого курса способствуют раннему приобретению профессионального опыта и помогают студентам с помо¬щью уже сформированной пред¬метной графической компетентности быть вовлеченными в профессиональную деятельность.
Структурирование содержания графических дисциплин в логике компетентностного подхода предлагается осуществлять с помощью определения 3-х уровней контекстов:
 взаимосвязь содержания графических дисциплин с профессиональными компетентностями;
 взаимосвязь содержания графических дисциплин с содержанием других дисциплин программы обучения специальности;
 внутрипредметные контексты, в которых можно выделить три подуровня: обращение к уже полученным в процессе обучения графическим дисциплинам знаниям, умениям и навыкам и ключевым и метапредметным компонентам профессиональной компетентности, сформированным ранее; текущий контекст, определяющий структуру и взаимосвязи изучаемых элементов внутри изучаемой темы; обращение к будущим темам – предварительный контекст.

Список литературы
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва-Воронеж, 2002. – 355с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);
3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 576 с.
4. Тыщенко О.Б. Дидактические условия применения технологий в обучении: Дис. канд. пед наук. – Москва, 2003. – 180 с.
5. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.: Изд-во РАО, 2002. – 320 с.
Категория: 3. Компетентностный подход в профессиональном образовании | Добавил: petrus (06.03.2015) | Автор: Лыткин Петрусь Иванович E
Просмотров: 531 | Рейтинг: 1.0/5
Всего комментариев: 0
avatar