☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » XI- Всероссийская интернет – конференция » 5. Методика организации воспитательного процесса в СПО

Особенности организации воспитательного процесса в системе СПО
Черенева Татьяна Витальевна
ГПОУ «Прокопьевский аграрный колледж», Кемеровская обл., Прокопьевский р-он, п. Школьный


Содержание
Введение
1. Организация воспитательного процесса через работу кураторов
2.Мероприятия по организации воспитательного процесса в колледже

Введение
Для современного профессионального образования характерно наличие проблем, связанных с их воспитательными функциями. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждении профессионального образования могут оказывать:
− разрушение системы традиционных ценностных ориентиров и идеологии общества;
− возникновение чуждой российской ментальности системы личностных приоритетов, доминирование феномена бездуховности общества;
− реформирование системы государственного устройства, приведшее к появлению огромного количества социальных проблем, значительную часть которых предстоит решать системе образования и воспитания.

Нельзя умолчать и еще об одной проблеме, оказывающей негативное влияние на воспитание молодежи в возрасте 15-20 лет – средства массовой информации. Как средство массового воздействия, СМИ в основном проводят линию на разрушение мировоззренческих устоев молодежи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют поведение, нацеленное на нетрудовое, легкое и быстрое обогащение, способствуют разрушению национально самосознания и менталитета, что крайне негативно сказывается на воспитании молодого поколения.
В соответствии с этими представлениями воспитательный процесс моделируется и строится в практике как:
− система направлений и соответствующих им задач в определенных видах деятельности;
− процесс управления развитием личности и усвоением воспитанником необходимого для жизни в обществе социального опыта посредством воспитательных воздействий;
− передача опыта от одного поколения к другому через моделирование социального опыта личностью в системе педагогических требований, обеспечивающая формирование социально и профессионально значимых качеств.
Среднее профессиональное образование имеет возможность показать студентам пути реализации этих направлений не только в обыденной жизни, но и в профессиональной деятельности.

1. Организация воспитательного процесса через работу кураторов
Воспитательная система образовательного учреждения среднего профессионального образования (СПО) охватывает учебный процесс, внеурочную жизнь студентов, их деятельность и общение за пределами учреждения. Такая деятельность будет направлена на обеспечение более полного всестороннего развития личности, духовно-нравственного воспитания, формирования его самостоятельности и ответственности, развития гражданско-патриотического становления.

Воспитание рассматривается как процесс
- целенаправленного формирования личности, т.е. эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленных на достижение заданной цели;
- где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы;
- процесс динамичный, обладающий изменчивостью и длительностью;
- непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- комплексный процесс: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчинены идее целостности формирования личности;
- имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Организаторы воспитательного процесса в системе СПО:
• заместитель директора по воспитательной работе,
• кураторы групп и классные руководители,
• педагоги-организаторы,
• педагог-психолог,
• социальный педагог,
• педагоги дополнительного образования

Главная задача совместной деятельности классных руководителей (кураторов) - повышение методического уровня, творческий рост, осуществление дифференцированного подхода к организации методической работы в колледже. Дифференциация методической работы позволяет учитывать индивидуальные особенности классных руководителей посредством их группировки и организации различного обучения (по содержанию, объему, сложности, формам, методам и приемам). С этой целью на базе нашего учебного заведения было создано методическое объединение (МО) классных руководителей (кураторов), деятельность которого регламентируется соответствующим положением.

Функции методического объединения:
1. Разрабатывает методические рекомендации классным руководителям (кураторам) по эффективной организации воспитательного процесса.
2. Обобщает воспитательные результаты.
3. Организует обмен педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов.
4. Участвует в реализации программы повышения профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания.
5. Проводит экспертизу воспитательных программ педагогов.
6. Выстраивает перспективы развития воспитательных структур учреждения
Важное место в методической работе уделяется индивидуальной работе с классными руководителями. Председатель МО посещает воспитательные мероприятия каждого классного руководителя, принимает участие в планировании, оказывает помощь в оформлении мероприятия и его анализе. В целях развития профессионального мастерства, выявления и распространения опыта классных руководителей в нашем колледже проводятся конкурсы на лучшие методические разработки по различным 10 направлениям воспитательной работы, творческие отчеты, презентации, методические недели, которые включают в себя: открытые классные часы; творческие отчеты по различным технологиям воспитательной работы; мастер-класс кураторов.
Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строится на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе группы, этнических, межконфессиональных отношений.

2.Мероприятия по организации воспитательного процесса в колледже
Мероприятия по организации воспитательного процесса в колледже направлены на формирование у молодёжи гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга, обязанностей по защите интересов Родины; на поддержание интереса подростков в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие, на укрепление психологического и физического здоровья обучающихся. Воспита- тельная работа проводимая в колледже способствует повышению профессиональной заинтересованности и творческого подхода к избранной профессии. Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», международных документах о правах человека, в том числе Конвенции о правах ребёнка. Система воспитательной работы направлена, прежде всего, на формирование у молодёжи общечеловеческих ценностей и культуры.
В формировании патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству большую роль играют Классные часы на темы Великой отечественной войны и Первой мировой войны, в подготовке которых принимают участие студенты колледжа.
Педагогический коллектив передаёт подрастающему поколению любовь к Отечеству, уважение к его Великой истории.

Наш колледж тесно сотрудничает с ПДН ОВД и Комиссией по делам несовершеннолетних. У нас проходят совместные Дни правовых знаний, заседания Совета профилактики правонарушений, обмен информацией о состоянии дел по данному направлению. Надо отметить, что подростки ждут и с интересом слушают выступления сотрудников правоохранительных органов. Их привлекает не только милицейская форма, но и приводимые конкретные примеры, ситуации по району и городу, статистические данные, факты, о которых обучающиеся нигде не узнают. Такие встречи помогают развивать чувство уважения и доверия к органам правопорядка. Результатом тесного взаимодействия с правоохранительными органами является желание некоторых выпускников нашего колледжа продолжать обучение в юридических вузах. В настоящее время двое наших студентов старших курсов являются внештатными сотрудниками правоохранительных органов. Они входят в состав студенческого совета и Совета профилактики правонарушений. Помогают студентам младших курсов решать определённые правовые проблемы и вопросы.

Список литературы:
1. Кабарухин Б.В., Яненко В.Ф., Пшеничная Л.Ф., Семененко Л.А.,. Полянцева О.И Рабочая книга методиста, куратора в ссузе // Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.
2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. – изд. 2-е, допол. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
4. http://ksu10.mskobr.ru/files/org_vospit_proc_v_college_saz.pdf
Категория: 5. Методика организации воспитательного процесса в СПО | Добавил: Александр (14.11.2016)
Просмотров: 56 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
avatar