Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Организация этико - деонтологического воспитания студентов медицинского колледжа

Едифанова Елена Юрьевна
БПОУ ЧР "Чебоксарский медицинский колледж" МЗ ЧР

«Медицинская практика – это искусство, а не ремесло,
призвание, а не бизнес, профессия, требующая не только ума,
но в равной степени и сердца».
Ослер.


В третье тысячелетие вступило в жизнь новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными личностными качествами, ценностными установками и жизненными ориентирами. Современная цивилизация и кумиры оказывают мощное психологическое воздействие на молодого человека, начинающего свой жизненный путь, ему предстоит реализовать свои способности в конкурентной борьбе в условиях рыночных отношений. В этой связи одним из важнейших компонентов образования является воспитание, ориентированное на формирование личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, отличающейся культурой поведения, гуманистическим мировоззрением, готовой к непрерывному самосовершенствованию и гармоничному развитию.

Способность будущего медицинского работника применять научные и практические знания и умения в процессе профессиональной деятельности немыслима без глубокого освоения основных принципов этики и деонтологии. Поэтому развитие у студентов-медиков высоких моральных качеств — милосердия, ответственности, совестливости, справедливости, человечности, сострадания, доброжелательности, терпимости — становится основной задачей деонтологического воспитания.

Студенты средних медицинских учебных заведений включены в лечебно-профилактическую деятельность учреждений здравоохранения с самого начала обучения, эта связь на клинических базах осуществляется путём вовлечения студентов в процесс ухода за пациентами. Преподаватель вооружает студентов необходимыми знаниями, обеспечивает формирование умений и навыков на практических занятиях в процессе решения ситуационных задач, на фантомах, муляжах, тренажёрах в кабинете доклинической практики, а медсестры на клинических базах осуществляют руководство практической деятельностью студентов. Вместе с медицинской сестрой студенты участвуют в реализации сестринского процесса, выполняя разнообразные виды сестринских работ, тем самым, охватывая все стороны практической деятельности будущей медицинской сестры. В этом отношении воспитательное воздействие на студентов оказывает как сама практическая деятельность, так и коллектив медицинских сестёр. Включаясь в работу сестринского коллектива, участвуя в обсуждении результатов сестринской деятельности, студент усваивает определённые образцы поведения в различных ситуациях.
Студент приходит на производственную практику в больницу или поликлинику, имея определенный запас теоретических знаний по вопросам медицинской этики и деонтологии. Однако только теоретической подготовки здесь явно недостаточно. Научить гуманности, чуткости, добросовестности и другим качествам на классных занятиях практически невозможно. Тут надо многое увидеть: как та или другая манипуляция выполняется руками опытной медицинской сестры, как она ведет себя с больным при выполнении врачебных назначений, попытаться своими руками помочь больному в той или другой ситуации. Только такое соединение теоретической подготовки с детальной отработкой практических навыков обеспечит всестороннюю деонтологическую подготовку обучающихся.

Во время первой практики на клинических базах студенты нередко испытывают страх перед выполнением первых манипуляций пациентам, испытывают брезгливость. В таких случаях проявляю доброжелательность, поддержку, провожу индивидуальные беседы со студентами и медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений.

Первый опыт приобретения начальных деонтологических навыков обучающиеся получают в процессе наблюдения за практической деятельностью преподавателя. На аудиторной и учебной практиках уделяю много внимания формированию этико-деонтологических норм поведения, правильной оценке наблюдаемых фактов из практической деятельности медицинских работников. К сожалению, нередкими в работе медицинского персонала по уходу за больными стали такие проявления, как черствость, грубость, раздражительность, равнодушие, корыстные побуждения. Отчасти это объясняется падением престижа работы медицинской сестры, систематической нехваткой среднего и младшего медицинского персонала, приходом в медицину случайных людей. На практических занятиях рассказываю и демонстрирую примеры деонтологически неоправданных обращений с больными, анализирую ошибки, допускавшиеся медицинскими сестрами при выполнении диагностических и лечебных процедур, и на этих примерах учу их предотвращать. Приучаю студентов к критическому и самокритичному отношению к возможным собственным ошибкам в работе.

Уделяю большое внимание индивидуальному подходу к каждому пациенту, повышению уровня толерантности к больным пожилого и старческого возраста, прививаю качества, необходимые каждому медицинскому работнику – участие, сострадание, терпение, эмпатия. Стараюсь формировать навыки позитивного и эффективного взаимодействия студентов между собой и с медицинским персоналом. Всегда отмечаю положительные личностные качества. Обращаю внимание на соблюдение формы одежды, доброжелательное поведение, опрятный внешний вид, уделяю внимание культуре речи. Прививаю трудолюбие, ответственность, коллективизм, взаимопомощь, в медицинской профессии немыслим труд в одиночку. На каждом занятии объясняю студентам, что от грамотного выполнения профессиональных обязанностей, умения владеть собой в самых сложных ситуациях, ответственности, зависит качество жизни пациентов, а порой и жизнь. В процессе обучения учитываю психологические особенности каждого студента, создаю атмосферу сотрудничества.

Кроме того, формированию деонтологических принципов мировосприятия помогают ролевые игры, проводимые на практических занятиях, которые моделируют ситуацию взаимодействия с пациентом и его родственниками, персоналом, руководителями медучреждения. В процессе воспроизведения ролевой игры студенты осуществляют сбор информации о пациенте, интерпретируют предоставленный для анализа клинический материал, решают вопросы подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, определяют тактику лечения, ухода за пациентами, принимают решение в ситуации, требующей морального выбора.

При курации напоминаю студентам о правилах общения с пациентом, проявлении профессионализма, необходимости создания доброжелательной и доверительной обстановки, без которой невозможен адекватный терапевтический эффект. При выполнении практических манипуляций или диагностических процедур, предполагающих медицинское вмешательство, подчеркиваю необходимость получения от пациента информированного согласия.

На практике в хосписе обращаю внимание на то, что медицинский персонал нередко имеет дело с очень тяжелыми больными с выраженными нарушениями двигательных функций, недержанием мочи и кала, которым приходится по несколько раз в день менять белье и проводить санитарно-гигиеническую обработку, которых приходится кормить с ложечки. Уход за такими больными требует огромного терпения, такта и сострадания, самоотверженности и большого трудолюбия, выдержки и самообладания, отзывчивости и доброты.

Студенты еще не опытны, порой смелы в высказываниях, поэтому обращаю их особое внимание на вопросы ятрогении, сохранения врачебной тайны, повторяю неоднократно, что слово является обоюдоострым оружием, оно не только может принести пользу больному, но и нанести непоправимый вред — «слово лечит, слово ранит». Большую осторожность нужно соблюдать при разговоре с больными, страдающими онкологическими заболеваниями, особенно в случаях неблагоприятного прогноза.
Слово должно успокаивать больного, вселять уверенность в выздоровление, а не быть причиной ятрогенных заболеваний.
Пройдя все периоды обучения, к моменту самостоятельной деятельности молодой специалист должен усвоить основополагающие принципы медицинской этики, приобрести необходимые навыки деонтологии, что поможет ему полноценно осуществлять профессиональные обязанности, правильно ориентироваться в сложных ситуациях, избегать конфликтов в своей повседневной профессиональной деятельности. Со времен Гиппократа общепризнанно и бесспорно, что нравственная культура медицинского работника — это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм.

Список использованных источников:

1.Остапенко, А.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника / А.Л. Остапенко. – Л. : Медицина, 1985. – 144 с.

2. Коротич Н. Н. Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 150-152.

3.Лавник П. Н. Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 2-4.

4. Журнал «Старшая медицинская сестра» № 7, 2015.

5. http://bib.social/terapiya_1014/meditsinskaya-deontologiya-90839.html

http://moluch.ru/conf/med/archive/118/4611/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar