Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Учет здоровьесберегающих факторов и дифференцированный подход к обучению при организации уроков физической культуры

Направление конференции: Здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании
Тема «Учет здоровьесберегающих факторов и дифференцированный подход к обучению при организации уроков физической культуры»
Автор: Кузнецов Сергей Леонидович, преподаватель физической культуры
БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж», Вологда

Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
Здоровьесберегающая педагогическая технология в моей деятельности включает в себя следующее: знакомство с результатами медицинских осмотров, их учёт в работе, помощь студентам в построении здоровой жизнедеятельности, создание условий для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Одним из главных направлений здоровьесбережения , на мой взгляд, является создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Данные входящего контроля уровня физической подготовленности дают мне исходную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – улучшение индивидуальных показателей студентов в каждый очередной период, а дальнейшее тестирование показывает уровень изменения исходного результата. В соответствии с данными показателей вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учеников. Большое значение, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).
Дифференцированный подход
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре, а учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на средние показатели. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Исходя из всего перечисленного, я применяю технологию дифференцированного физкультурного образования.
Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую индивидуальные задания (в облегченных условиях). Например , отжимание в упоре на бедрах, на коленях.
В заключительной части все обучающиеся выполняют одинаковые упражнения, играют.
Обучающимся временно освобожденным от занятий по состоянию здоровья предлагаю дополнительные задания. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки и т.д.
В ходе выполнения упражнений я знакомлю учащихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращаю внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений, даю общий анализ выполнения упражнения и обращаю внимание на технические ошибки. Регулярно провожу инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и по правилам поведения.
Дифференцированная оценка достижений обучающихся
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю теоретические знания, технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю словесные методы поощрения, одобрения. Одних учащихся надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у них положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Постоянно ориентирую более подготовленных на то, что они должны помогать слабым, за достигнутый результат оба получают отметку.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями – всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры.

Список использованных источников:
1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2012. – 300с.
2. Скакун, В.А. Основы педагогического мастерства [Текст] / В.А. Скакун. – М.: Форум, 2012. – 18с.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar