Меню Информационно-методическое издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Проблемы применения здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании

Товариштай Ольга Ильинична
психолог Бюджетного профессионального образовательного учреждения «Торгово-технологический колледж»


Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Установлено, что здоровье людей только на 20–25% зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75–80% – от социально–экологических и экономических условий существования (образа жизни, состояния среды, уровня здравоохранения и т. п.).

В своей статье я предлагаю рассмотреть здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании в рамках охраны и сбережения своего здоровья самими педагогами и мастерами.

Опубликованная в «Российской газете» №5138 (59) от 23.03.2010, статья Ирины Ивойловой «Портрет учителя», в которой приводятся результаты социологического исследования, проведенные институтом педагогического образования РАО (ИПО РАО) "Социально-профессиональный портрет педагога". В исследовании участвовали 2383 педагога, из них учителей общеобразовательных школ 60%; преподавателей и мастеров технического образования 40%. По результатам эксперимента средний возраст учителя в 2010 году составил 47 лет. Средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров 50 лет. На вопрос, что более всего беспокоит учителей и мешает продуктивной творческой работе? По данным ИПО РАО, педагоги на первом месте отметили, слабое техническое обеспечение учебного процесса. На втором - низкую зарплату, на третьем - "постоянное ухудшение контингента", связанное с либеральным стилем педагогической деятельности.

Результаты исследования показали: что у половины учителей появляются заболевания, связанные с регулярными психологическими нагрузками. 91 процент опрошенных отметили, что работа у них усложнилась. И только 51 процент педагогов отметили, что могут при возросшей нагрузке успешно справляться со всеми своими обязанностями.

Получается, что в профессиональном образовании трудится педагог по гендерному признаку это женщина от 50-60 лет, имеющая большой педагогический стаж работы. К слову сказать, наши уважаемые мастера и педагоги из того поколения, которое не научили беречь себя. Это люди, которые исторически строили «светлое» будущее, позабыв о реальном настоящем… И пока не произойдет смена поколений в педагогическом составе колледжей и лицеев, надо начинать с них.

Каким образом можно сформировать или повысить мотивацию на здоровый образ жизни у педагога? И за счет чего можно повысить его внутренний потенциал?

Давайте рассмотрим требования, предъявляемые к личности педагога:

1. интеллектуальность (образованность);

2. социальность;

3.эмоциональная стабильность (выдержанность, реальное взвешивание обстановки, спокойствие);

4. практичность.

Общеизвестно, что профессию педагога справедливо относят к “группе риска” по таким критериям как частота нарушений здоровья и серьезность протекающих заболеваний.

Статистические данные, приводимые сотрудниками института им. В.М.Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания в среде педагогов, такие как сердечно-сосудистые, желудочно-кишечного тракта, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение обмена веществ и связанные с ними заболевания.

По показателям у 54 процентов педагогов имеют нарушения массы тела, у 70 процентов нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

– после 10-ти лет работы более 35 процентов педагогов;

– после 15-ти лет стажа – 40 процентов;

– после 20-ти лет – более 50 процентов педагогов.

Среди возможных причин вызывающих заболевания, отмечаются: нарушение режима труда и отдыха, низкая двигательная активность педагогов, частое эмоциональное напряжение, отсутствие в системе образования комплекса психопрофилактических мероприятий, и кабинетов психоэмоциональной регуляции.

По мнению ученых, которые длительное время проводили исследования в педагогических коллективах, каждый третий педагог является не только больным человеком, но самое главное – не занимается по- настоящему своим здоровьем. На первый план выходит такая медицинская особенность, как повышенная возбудимость центральной нервной системы. Вследствие этого – склонность к эмоционально - бурным реакциям, недостаточная способность управлять своими эмоциями, повышенная обидчивость, претензии к окружающим, стремление видеть причины проблем не в себе, а в других.

Отсюда следует вывод, что внедрение здоровьесберегающих технологий педагогами, как в ходе учебного процесса, так и в воспитательной работе невозможно. Так как невозможно научить тому, чего ты сам не умеешь.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1. Изменить мировоззрение педагога, его отношения к самому себе, к своему жизненному опыту, переосознание собственных чувств и переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.

2. Изменить отношение педагога к студентам. Педагогу следует научиться принимать его таким, каким он есть.

3. Направить педагога на развитие у студентов навыков направленных на сохранение здоровья.

К сожалению, в настоящее время у педагогов и мастеров, работающих в системе среднего профессионального образования в нашей стране, наблюдается низкий уровень толерантности и доброжелательности, неадекватно высокий или наоборот низкий уровень эмпатии, достаточно высокая ригидность и низкая лабильность под веяния времени. Общая неграмотность в вопросах сохранения физического и психического здоровья.

Что необходимо сделать в образовательном учреждении, чтобы свести к минимуму стрессогенные факторы?

1.создать комплексную систему обучения педагогов навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния, эта система должна являться рабочей и подконтрольной.

2. педагоги должны иметь возможность доступного санаторно-курортного лечения.

3.на местах в образовательных учреждениях желательно иметь комнаты психологической разгрузки, оборудованные по последнему слову техники.

Необходимы здоровьесберегающие направления, такие как профилактические прививки, обеспечение необходимой двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, оздоровительные мероприятия физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия. На уровне государства необходимы технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла и воспитание культуры здоровья.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН еще в 1948 г., провозгласила: “Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень ... который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния”. Если педагог вопреки всему, сумеет почувствовать себя счастливым, он сможет воспитать счастливых учеников. А как известно положительно настроенный в жизненном плане человек стремится заботиться, о себе и уровне своей жизнедеятельности.

Получается, что в проблематике использования здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании лежит:

1.​ отсутствие высокой мотивации самого педагога на сохранение своего здоровья;

2.​ освоение и применение на практике здоровьесберегающих технологий;

3.​ комплексное моделирование п.1.-2 применительно к студентам.

При соблюдении этих условий мы сможем получить новую модель личности студента физически, нравственно и духовно здоровую личность образованную и адаптированную к условиям нестабильного социума.

Источники:

Конвенция ООН о правах ребенка, декабрь 1989

Зеленков С.Е. Образрвательная политика. /С.Е. Зеленков// Региональный рынок труда и профессиональные планы молодежи-2007

Словарь практического психолога/ Под общ.Ред. С.Ю. Головина-Минск: Харвест, 1997

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе М.: АПК и ПРО, 2010
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar