Меню Федеральное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Формирование здоровьесберегающей среды студентов колледжа средствами физического воспитания

Петрова Ольга Алексеевна
ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж

Обучение в колледже по сравнению со школой имеет существенные отличия и объективно требует большего напряжения и эмоциональной устойчивости. При переходе на следующую ступень образования у детей складывается еще более неблагоприятная ситуация со здоровьем, в связи с ростом объема и сложности учебной информации. Продолжая наращивать объем и интенсивность информации, современное образование не полностью решало проблемы психической и физической переносимости учебных нагрузок студентами.

В этих условиях актуализируются задачи создания здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях, как возможной альтернативы в воздействии на сознание подрастающего поколения, осознание ими ценности своего здоровья.

Исходя из всего вышеизложенного, в учебном заведении встала необходимость выбора такой педагогической технологии, которая позволила развить навык ценностного отношения к здоровью. Именно такой технологией является создание здоровьесберегающего пространства посредством физического воспитания студентов. Данная технология была выбрана методическим советом колледжа как основная для студентов всех курсов в рамках предмета «Физическая культура».

Цель работы: практически апробировать системно-целостное формирование здоровьесберегающего пространства ОУ, посредством физического воспитания студентов, позволяющего обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащейся молодёжи.

Реализация цели работы определила ряд задач:.

1.​ Изучить особенности формирования здоровьесберегающей среды посредством физического воспитания.

2.​ Смоделировать процесс формирования здоровьесберегающей среды в процессе физического воспитания в колледже.

Мы рассмотрели понятия здоровьесберегающей педагогики, технологии и выяснили, что в эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья

2. Учет особенностей возрастного развития

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

Изучив виды здоровьесберегающих технологий мы выделили для себя наиболее значимые для формирования здоровьесберегающей среды посредством физического воспитания:

- физкультурно-оздоровительные (закаливающие процедуры, воспитание физических качеств);

- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- здоровьесберегающие образовательные технологии (осознание преподавателями ответственности за сохранение здоровья учащихся при высоком уровне компетентности в данном вопросе);

- компенсаторно-нейтрализующие (нейтрализация перегрузки через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, профилактика нарушений зрения, осанки);

- стимулирующие технологии (активизация собственных сил организма через самомассаж, закаливающие процедуры);

- информационно-обучающие (обеспечение необходимого уровня грамотности для заботы о здоровье через валеологическую направленность учебно-воспитательного процесса).(5)

На основе выбранных технологий мы создали модель здоровьесберегающей среды, состоящую из 7 блоков. (3)

Блок 1. Здоровьесберегающая инфаструктура процесса физического воспитания;

Ее состовяющими являются:

- состояние и содержание спортивных помещений и площадок в соответствие с требованиями СанПина (физкультурно-спортивную зону размещена со стороны спортивного зала. Уровень шума в данной зоне не превышает гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки);

- оснащенность необходимым оборудованием и инвентарем процесса физического воспитания в соответствие с разделами программы по дисциплине «Физическая культура», а также проведение спортивно-массовых мероприятий;

- соответствие состояния оборудования гигиеническим нормам, росту учащихся;

- наличие в спортивной зоне раздельных туалетов и душевых кабин для учащихся; (СанПин)

- отсутствие медицинского кабинета возмещается взаимодействием со специалистами городской молодежной поликлиники №3.

Блок 2. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

На основании распределения по группам и рекомендаций врачей строится процесс физического воспитания, включающий в себя внедрение здоровьесберегающих технологий, с целью обеспечения учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения , формирования у не необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Учащиеся основной и подготовительной группы занимаются по основной образовательной программе дисциплины «Физическая культура», с дополнительными комплексами ЛФК по видам заболеваний учащихся с подготовительной группой и снижением нормативных требований. Учащиеся специальной группы «А» посещают основные занятия физической культуры, без сдачи нормативов и выполнением комплексов упражнений, рекомендованных врачом. В конце года совместно с курирующим врачом осуществляется анализ заболеваемости учащихся, планирование их лечения через лечение в профилактории.

Блок 3. Психолого-педагогическая коррекция сознания учащихся.

Психолого-педагогическая коррекция личности начинается с диагностики жизненных приоритетов учащихся, состояния их здоровья. Для этого используются: - - изучение и анализ личных дел учащихся;

- диспансеризация учащихся;

- педагогическое наблюдение, беседы с учащимися;

- анкетирование учащихся с целью оценки мотивации к занятиям физической культурой. (По результатам анкетирования у студентов колледжа преобладает мотив сохранения здоровья – 26%, двигательной активности – 10 %, приобретения практических навыков – 11 %,что означает, что работа в области здоровьесбережения дает положительные результаты).

Полученные данные позволяют глубже познать учащихся, найти с ними точки соприкосновения и совместно строить образовательную деятельность, как равноправные участники педагогического процесса, что способствует снижению риска возникновения конфликтов, а в следствие нервных стрессов и неврозов.

Блок 4. Мониторинг физического здоровья учащихся.

1.​ Исследование физического развития.

Проводится в начале учебного года специалистами поликлиники, самостоятельно учащимися и под руководством преподавателя физической культуры с использованием антропометрических методик:

1). Соматометрических ( длина тела, масса тела, окружность и экскурсия грудной клетки );

2). Физиометрических (жизненная емкость легких, сила кисти);

3). Соматоскопических (телосложение, осанка)

Комплексная оценка физического развития включает для каждого протестируемого:

- анализ заболеваемости студентов;

- анализ пропуска занятий по болезни;

- определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела.( показатель по Броку – Бругшу, индекс Кетле, оценка уровня здоровья по Г. Л Анапасенко).

2. Физическая подготовленность

Проводится в начале и в конце учебного года с дополнительным отслеживанием динамики развития в течении года, преподавателем физической культуры. Используются тесты, отражающие уровень развития пяти жизненно необходимых физических качеств « Оценка физических кондиций человека по методике Ю. Н. Вавилова»: На основании полученных результатов студенты выстраивают индивидуальный профиль физической кондиции. Результаты тестирования определяют дальнейшую работу преподавателя и учащихся по совершенствованию и развитию отстающих физических качеств .

3. Функциональная подготовленность

С помощью функциональных проб проверяются адаптационные возможности организма студентов. По результатам тестирования определяется функциональное состояние организма в целом.
Тестирование позволяет выявлять функциональные резервы организма, его общую физическую работоспособность. Применяется 3 теста: Руфье, Штанге, Адаптационный потенциал.

Все материалы тестирования рассматриваются не изолированно, а комплексно со всеми другими медицинскими критериями. Только комплексная оценка позволяет надежно судить об эффективности учебного процесса

Тестирование проводится в течение учебного года. В рамках методического объединения руководителей групп организуется пробное тестирование, освещение его организации с учащимися на классных часах и ведение документации.

Блок 5. Рациональная организация образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Организация учебной деятельности по в рамках здоровьесберегающей среды в рамках физического воспитания включает в себя:

- внедрение демократического стиля преподавания

развитие мотивационной сферы для занятий физической культурой (эмоциональное вовлечение в учебный процесс, заинтересование в результатах);

- рациональное построение занятий, обеспечивающее восстановление сил учащихся, обеспечивающих предупреждение утомления и переутомления, путем чередования интенсивной деятельности и расслабления, смены видов деятельности;

- построение процесса обучения с учетом анатомофизиологических и психологических и индивидуальных особенностей учащихся,

- создание учебно-методического комплекса для учащихся, отстающих по состоянию здоровья;

- создание банка заданий для самостоятельной работы учащихся по темам здоровьесбережения;

- построение образовательной технологии на приоритете позитивных воздействий для формирования сознания успешности деятельности

- формирование адекватной самооценки учащихся с помощью дифференцированных заданий;

- учет состояния организма учащихся при сдаче контрольных нормативов;

- проведение 70 % занятий физической культурой на свежем воздухе;

- создание программы по физической культуре соответственно ФГОС СПО;

- внесение в программу по физической культуре отдельных часов по здоровьесбережению;

Блок 6. Внеаудиторная работа по физическому воспитанию.

Работу по здоровьесбережению в рамках внеаудиторной курирует преподаватель физической культуры. В соответствии с планом колледжа, в рамках самоуправления, проходит собрание совета физоргов для решения вопросов здоровьесбережения на текущий месяц и планирование на дальнейшее. В рамках совета физоргов, с помощью руководителей групп проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия в каждой группе колледжа. Совместно с преподавателем совет физоргов организует информирование о элементах здоровьесбережения на других занятиях ( написание памяток о поддержании правильной осанки, гимнастики для глаз в кабинетах информатики Преподавателем физической культуры назначаются группы, ответственные за проведение дня здоровья и судейство текущих внутриколледжных соревнований. В рамках внеаудиторной работы организуются дополнительные часы по подготовке к различным соревнованиям. Ежемесячно проводятся внутриколледжные соревнования и физкультурные мероприятия среди учащихся, в соответствие с планом колледжа.

Блок 7. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, методическая с преподавателями и родителями направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Для того, чтобы формирование здоровьесберегающей среды прошло успешно, создан общественный совет по здоровью, включающий представителей администрации, студентов, преподавателей. Представители совета выступают на педагогических советах, методических объединениях руководителей групп рассматриваются технологии и методики определения и сохранения здоровья учащихся. Создан банк разработок классных часов по темам здоровьесбережения для студентов колледжа. На родительских собраниях рассматриваются вопросы по здоровью учащихся, их образу жизни. Проводятся конкурсы на лучшие стенгазету, реферат, презентацию на тему здоровьесбережения. В рамках практики учащиеся применяют здоровьесберегающие технологии с учениками школ при проведении уроков по физической культуре, классных часов, спортивных мероприятий. Для рациональной просветительской работы приобретается необходимая научно-методическая литература по вопросам здоровьесбережения, что позволяет включить в процесс здоровьесберегающей среды и самостоятельную работу студентов по данным вопросам.

В рамках формирования здоровьесберегающей среды отмечается рост общеучебных навыков учащихся, повышение мотивации к деятельности по укреплению и сохранению здоровья. По сравнению с предыдущими годами снизилось количество неуспевающих по данной дисциплине, улучшились показатели уровня функциональной и физической подготовленности учащихся.

Список литературы:

1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.

2. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2005.-121с.

4. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2007.-270с.

5. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar