Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Сентябрь » 30

Подготовка обучающихся к профессиональному конкурсу по профессии «Кондитер»

Будиловская Татьяна Михайловна 

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение«Техникум индустрии гостеприимства и сервиса»

 

Профессиональные конкурсы являются важным инструментом развития профессионального мастерства обучающихся. Они способствуют повышению качества образования, выявлению талантливых студентов и формированию необходимых профессиональных компетенций.

С другой стороны, результаты профессиональных конкурсов являются фактическими показателями профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения, являющихся тренерами конкурсантов.

Основные этапы подготовки

Подготовительный этап включает:

  • Отбор участников конкурса. Является одним из самых важных. Никакой

профессионализм тренеров-наставников не поможет, если у участника просто пропадет интерес к конкурсу, либо он так сильно занят своими увлечениями, что просто не сможет уделять достаточно времени на подготовку (да и просто сил хватать не будет). Важно также, чтобы между тренером и участником сложились особенные отношения, у них должно быть полное доверие и взаимопонимание. Тогда тренер сможет выложиться на все 100% при подготовке участника, а участник просто не сможет подвести тренера;

  • Диагностику уровня подготовки. Результаты этого этапа дают понять, на что

уже способен (или еще не способен) участник. Бывает, что мы начинаем работать с ребятами прямо с первого курса. Конечно, на большой конкурс такого студента не выставишь. Но, можно ведь начинать и с малого. Участника крупных конкурсов нужно растить, давать ему возможность раскрыться. А тренеру нужно прочувствовать на что способен его подопечный. Ведь не секрет, и у профессионалов бывают элементы в работе, которые им лучше или хуже даются. Наблюдая за участником, пробуя с ним разные материалы и виды работ, вполне можно составить представление об его способностях;

  • Составление индивидуального плана подготовки. При составлении такого плана стоит руководствоваться принципом – «от простого к сложному». Стоит вначале отработать все элементы, затем сами изделия, и уже после состыковать приготовление изделий по дням конкурса;
  • Изучение требований к конкурсным заданиям. Вот уж чем пренебрегать нельзя. Только очень хорошо изучив задание можно приступать к подготовке. Необходимо четко понимать что «можно» и что «нельзя» на данном конкретном конкурсе. Конкурсы все разные, начиная от количества дней и заканчивая количеством заданий. Кроме того, условия проведения также очень сильно отличаются. Где-то разрешается использовать заготовки, а где-то вообще все задание готовится на глазах экспертов.

Теоретическая подготовка предусматривает:

  • Углубленное изучение технологических процессов приготовления кондитерских изделий:
  • Освоение современных технологий кондитерского производства, а это и

новое оборудование, и новое современное сырье и новые способы подготовки, обработки,  приготовления, оформления и подачи;

  •  Изучение требований к качеству продукции. Такие знания помогают лучше понять результат своей работы. Когда конкурсант сам может объективно самостоятельно оценить результат своей работы - тогда он четко будет понимать над чем ему нужно работать;
  • Освоение методов контроля качества. Конкурсанту просто необходимо оценивать не только качество конечного результата, но и во время работы на каждом этапе видеть свои недочеты, которые в  итоге негативно скажутся на конечном результате.

Практическая подготовка включает:

  • Отработку профессиональных навыков - основной показатель профессионализма;
  • Выполнение типовых заданий. Да, титанический труд. Отрабатываются до автоматизма различные элементы;
  • Работу с различными видами сырья.  На сегодняшний день кондитерам доступен огромный ассортимент различных продуктов. Важно кроме навыков работы с разными видами сырья, также знать основные правила взаимозаменяемости. В какой-то момент этот навык поможет спасти ситуацию на конкурсной площадке;
  • Освоение современных техник декорирования. Для некоторых это самый интересный момент в подготовке. Вот где есть возможность выразить свое видение изделия, темы, цвета, композиции. Учитывая современные способы и техники декорирования, можно  делать и переделывать , добиваясь идеального результата.

Критерии оценки подготовки

Основные показатели эффективности подготовки конкурсанта:

  • Качество выполнения технологических операций. Каждая технологическая операция произведена технически правильно с использованием оборудования, инструментов и инвентаря согласно их назначения;
  • Соблюдение санитарных норм. Нарушений не совершает. Соблюдает все правила санитарии на рабочем месте во время подготовки, работы, а также при завершении конкурсного дня. Сам всегда опрятен, спецодежда чистая, выглаженная;
  • Организация рабочего места. Работает без излишней суеты, не совершает лишних движений, знает где что расположено. На рабочем месте нет ничего лишнего. Не начинает новую операцию, не наведя порядок на рабочем месте после предыдущей. Все полуфабрикаты находятся согласно правилам хранения - в холодильнике либо на стеллаже;
  • Творческий подход к выполнению заданий. Проявляет индивидуализм, работа становится узнаваемой;
  • Соблюдение временных нормативов - укладывается в тайминг, каждый этап выполняется вовремя, без задержек;
  • Эстетика оформления изделий. На подставках, подложках, тарелках изделия аккуратно выложены. Нет подтеков, разводов на тарелках. Изделие смотрится гармоничным, законченным, не перегруженным.

Методические рекомендации

Эффективные методы подготовки:

  • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Необходимо определять их сильные и слабые стороны и это использовать во время подготовки к конкурсу;
  • Систематический контроль качества выполнения работ;
  • Анализ типичных ошибок. Регулярный разбор ошибок и анализ полученных результатов.  Если хочется получить высокий результат, просто необходимо каждый раз производить оценку и работы и готовых изделий. Пусть лучше на тренеровке что-то не получится и будет возможность понять что сделано не так, то есть на собственном опыте прочувствовать что может случиться. Тогда есть шанс, что на конкурсе этого точно не случится.

Практический опыт

Организация подготовки включает:

  • Проведение тренировочных занятий. Регулярно, согласно индивидуального плана подготовки;
  • Разбор конкурсных заданий прошлых лет. Очень полезное занятие. Ребята не просто знакомятся с предыдущими конкурсными работами, им предоставляется возможность самим увидеть уровень работ, оценить свои силы и естественно, удерживать планку уровня соревнования.
  • Психологическую подготовку участников. Очень полезно в период подготовки  организовать встречу с конкурсантами прошлых лет. Как правило, ребята находят общий язык и, конечно же, это прекрасная поддержка. Своего рода передача вымпела;
  • Работу над презентацией конкурсных работ. Мало вкусно приготовить, нужно еще и красиво подать. При оценивании изделий есть такие показатели как «гармоничность», «эстетичность», «оформление», «наличие каких-либо отделочных элементов», либо определенный продукт, который является обязательным компонентов оформлении;
  • Отработку навыков тайм-менеджмента. Полезным занятием является составление «Тайного листа», в котором по-порядку прописываются все действия для выполнения задания. В таком листе учитывается и перерыв на обед. Это помогает сориентироваться и до обеденного перерыва сделать все подготовительные работы, а уже во второй половине дня заниматься сборкой и декорированием.

Заключение

Осталось только сделать выводы: результативность подготовки к профессиональному конкурсу зависит от:

  • Качественного планирования процесса подготовки;
  • Профессионализма педагогов;
  • Мотивации обучающихся;
  • Создания условий для творческого развития;
  • Систематического мониторинга результатов.

Список использованной литературы

  1. Бурчакова И.Ю., Ермилова С.В. Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий сложного ассортимента. – 2 изд. – М: Издательский цент «Академия», 2018. 384 с.
  2. Мазепа Е.В. Практикум для кондитера. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 372 с.
  3. Павлов А.Е. Сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий для предприятий общественного питания. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2024. 300 с.
  4. Татарская Л.Л. Лабораторно-практические работы для поваров и кондитеров. – 7 изд. – Москва: Академия, 2011. 106 стр.

Изображение от pressfoto на Freepik

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar