Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Декабрь » 04

Система менеджмента качества образования: пути оптимизации образовательных процессов в ОАПОУ «Дмитриевском агротехнологическом колледже»

Куликова Ирина Вячеславовна
Областное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Дмитриевский агротехнологический колледж»

Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы системы менеджмента качества образования, проведен анализ текущего состояния СМКО в образовательном учреждении, предложены пути повышения эффективности образовательных процессов на основе СМКО, а также реализация предложенных мер.

Ключевые слова: система менеджмента качества образования, управление, качество образования, эффективность, результативность, современные образовательные технологии, среднее профессиональное образование.

Современный мир предъявляет высокие требования к качеству образования. В условиях динамично меняющегося рынка труда и стремительного развития технологий, образовательные учреждения должны не только предоставлять актуальные знания и навыки, но и формировать у обучающихся компетенции, позволяющие им успешно адаптироваться и развиваться. Дмитриевский агротехнологический колледж, как и другие учебные заведения в своем регионе, стремится к постоянному совершенствованию своих образовательных процессов. Одним из ключевых инструментов для достижения этой цели является внедрение и развитие эффективной системы менеджмента качества образования (СМКО).

1. Понятие и значение системы менеджмента качества образования. Система менеджмента качества образования (СМКО) – это совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на обеспечение и повышение качества образовательной деятельности. Она включает в себя политику в области качества, цели в области качества, процессы, процедуры, ресурсы и ответственность, необходимые для достижения установленных целей.

Основные принципы СМКО:
1) Ориентация на потребителя: Удовлетворение потребностей обучающихся, работодателей и общества в целом.
2) Лидерство руководства: Активное участие и поддержка руководства в формировании и реализации политики качества.
3) Вовлечение персонала: Активное участие всех сотрудников в процессах обеспечения качества.
4) Процессный подход: Рассмотрение деятельности как совокупности взаимосвязанных процессов.
5) Системный подход к менеджменту: Управление взаимосвязанными процессами как системой.
6) Постоянное улучшение: Непрерывный поиск возможностей для совершенствования.
7) Принятие решений, основанное на фактах: Использование данных и информации для принятия обоснованных решений.
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками: Сотрудничество с внешними партнерами для повышения качества.
Значение СМКО для образовательного учреждения:
- Повышение качества образования: Обеспечение соответствия образовательных программ современным требованиям и стандартам.
- Удовлетворенность обучающихся и работодателей: Формирование положительного имиджа колледжа и повышение конкурентоспособности выпускников.
- Эффективное использование ресурсов: Оптимизация учебных, методических и административных процессов.
- Снижение рисков: Минимизация возможных ошибок и недочетов в образовательной деятельности.
- Повышение мотивации персонала: Вовлечение сотрудников в процессы улучшения и признание их вклада.
- Соответствие требованиям законодательства и аккредитационным процедурам.

2. Анализ текущего состояния СМКО в Дмитриевском агротехнологическом колледже
Для определения путей повышения эффективности необходимо провести анализ текущего состояния СМКО в колледже. Этот анализ может включать в себя:
- Оценку существующих документов.
- Анализ образовательных процессов.
- Оценку удовлетворенности основных заинтересованных сторон.
- Анализ результатов внутренней и внешней оценки качества.
- Оценку ресурсного обеспечения.

Предлагаемые сильные стороны СМКО в Дмитриевском агротехнологическом колледже (на основе общих тенденций в образовательных учреждениях):
- Наличие квалифицированного преподавательского состава.
- Опыт работы в сфере агротехнологического образования.
- Стремление руководства к развитию.
- Наличие определенной нормативной базы, регулирующей образовательную деятельность.

Предполагаемые области для улучшения (типичные для многих образовательных учреждений):
1) Недостаточная формализация и документирование некоторых процессов.
2) Неполная интеграция СМКО во все уровни управления и деятельности.
3) Недостаточное использование современных инструментов анализа данных.
4) Слабая обратная связь с работодателями.
5) Недостаточное развитие системы внутреннего аудита.
6) Недостаточное развитие системы управления рисками.
7) Недостаточная ориентация на индивидуальные образовательные траектории обучающихся.
8) Недостаточное развитие системы непрерывного профессионального развития преподавателей.
3. Пути повышения эффективности образовательных процессов в Дмитриевском агротехнологическом колледже на основе СМКО.

Для повышения эффективности образовательных процессов в Дмитриевском агротехнологическом колледже предлагается реализовать следующие пути, основанные на принципах СМКО:
3.1. Совершенствование нормативно-методической базы СМКО:
- Разработка и актуализация Политики качества колледжа.
- Формализация и документирование всех ключевых образовательных и управленческих процессов.
- Внедрение системы управления документацией.
- Разработка и внедрение системы управления рисками.
3.2. Ориентация на потребителя и повышение удовлетворенности заинтересованных сторон:
- Систематический сбор и анализ обратной связи: Проведение регулярных опросов обучающихся, преподавателей, работодателей, выпускников с использованием современных инструментов (онлайн-анкеты, фокус-группы).
- Создание "Банка предложений по улучшению": Механизм для сбора и рассмотрения предложений от всех заинтересованных сторон.
- Укрепление связей с работодателями:
- Создание наблюдательных советов с участием представителей ведущих агропромышленных предприятий.
- Привлечение работодателей к разработке и экспертизе образовательных программ, проведению практик и стажировок.
3.2. Ориентация на потребителя и повышение удовлетворенности заинтересованных сторон (продолжение):
- Укрепление связей с работодателями (продолжение):
- Организация совместных мероприятий (ярмарки вакансий, круглые столы, мастер-классы) для налаживания диалога и понимания потребностей рынка труда.
- Разработка программ целевого обучения и дуального образования с учетом специфики предприятий-партнеров.
- Мониторинг трудоустройства выпускников и анализ причин неудовлетворенности работодателей (при наличии).
- Повышение удовлетворенности обучающихся:
- Разработка индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих интересы и способности студентов.
- Создание комфортной и мотивирующей образовательной среды.
- Развитие системы наставничества и кураторства.
- Обеспечение доступности и актуальности учебных материалов, в том числе в электронном формате.
- Развитие внеучебной деятельности, способствующей формированию профессиональных и личностных компетенций.
3.3. Совершенствование образовательных процессов:
1) Разработка и внедрение современных образовательных технологий:
2) Актуализация образовательных программ:
3) Повышение качества преподавания:
3.4. Развитие системы внутреннего контроля и оценки качества:
- Внедрение системы внутреннего аудита: Регулярное проведение внутренних проверок образовательных и управленческих процессов для выявления несоответствий и определения областей для улучшения.
- Разработка и применение объективных критериев оценки качества: Определение четких показателей эффективности для каждого процесса (например, процент трудоустройства выпускников, средний балл успеваемости, уровень удовлетворенности студентов).
- Использование результатов мониторинга и оценки для принятия управленческих решений: Анализ данных и разработка корректирующих действий.
- Создание системы управления знаниями: Сбор, систематизация и распространение лучших практик внутри колледжа.
3.5. Вовлечение персонала и развитие корпоративной культуры качества:
- Формирование единого понимания целей и задач СМКО: Проведение обучающих семинаров и тренингов для всего персонала.
- Создание системы мотивации персонала: Признание и поощрение сотрудников, вносящих вклад в повышение качества образования.
- Развитие командной работы и сотрудничества: Стимулирование обмена опытом и совместного решения проблем.
- Формирование культуры ответственности за качество: Каждый
сотрудник должен осознавать свою роль в обеспечении высокого уровня образовательных услуг.
4. Ожидаемые результаты внедрения предложенных путей повышения эффективности.

Реализация предложенных мер позволит Дмитриевскому агротехнологическому колледжу достичь следующих результатов:
- Повышение качества подготовки выпускников: Формирование у студентов востребованных на рынке труда компетенций, соответствующих современным требованиям агропромышленного комплекса.
- Рост удовлетворенности всех заинтересованных сторон: Увеличение лояльности обучающихся, работодателей, преподавателей и родителей.
- Укрепление имиджа колледжа: Повышение конкурентоспособности и привлекательности учебного заведения на региональном и федеральном уровнях.
- Оптимизация использования ресурсов: Повышение эффективности использования финансовых, материальных и человеческих ресурсов.
- Снижение количества несоответствий и ошибок: Минимизация рисков, связанных с образовательной деятельностью.
- Создание устойчивой системы непрерывного улучшения: Формирование культуры постоянного поиска и внедрения инноваций.
- Успешное прохождение аккредитационных процедур и получение высоких оценок от внешних экспертов.

Система менеджмента качества образования является не просто набором документов, а динамичным инструментом, позволяющим образовательному учреждению постоянно совершенствоваться и достигать поставленных целей. Внедрение и развитие СМКО в Дмитриевском агротехнологическом колледже – это стратегическое направление, которое позволит не только повысить эффективность образовательных процессов, но и обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов, востребованных в агропромышленном комплексе региона и страны.

Предложенные пути повышения эффективности, основанные на принципах СМКО, требуют системного подхода, активного участия всего коллектива колледжа и поддержки со стороны руководства. Реализация этих мер позволит Дмитриевскому агротехнологическому колледжу укрепить свои позиции как ведущего образовательного учреждения, отвечающего вызовам времени и потребностям современного общества.

Можно предложить следующие рекомендации:
1) Создать рабочую группу по развитию СМКО: Включить в нее представителей всех структурных подразделений колледжа для координации и реализации предложенных мероприятий.
2) Разработать детальный план мероприятий по внедрению и совершенствованию СМКО:
3) Определить конкретные сроки, ответственных исполнителей и необходимые ресурсы.
4) Обеспечить регулярное обучение и повышение квалификации персонала: Особое внимание уделить обучению принципам и инструментам менеджмента качества.
5) Внедрить систему регулярного мониторинга и анализа результатов:
6) Постоянно отслеживать эффективность реализуемых мер и вносить необходимые корректировки.
7) Активно использовать информационные технологии:
8) Для сбора, обработки и анализа данных, а также для коммуникации с заинтересованными сторонами.
9) Стимулировать инициативу и вовлеченность персонала:
10) Создать условия для активного участия каждого сотрудника в процессах улучшения качества.

Реализация этих рекомендаций позволит Дмитриевскому агротехнологическому колледжу выйти на новый уровень качества образования, повысить свою конкурентоспособность и внести значимый вклад в развитие агропромышленного комплекса.

Список литературы
1. Калабина, Е.Г. Кросс-функциональные команды: основные направления исследований в менеджменте / Е.Г. Калабина, О.Ю. Беляк // Управленец. – 2021. – Т. 12, № 6. – С. 101-114.
2. Кузнецов В.А. Управление бизнес-процессами в системе менеджмента качества / В.А. Кузнецов, О.В. Плиска // Менеджмент и маркетинг: вызовы XXI века: материалы IX Всеросс. студенч. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 20 октября 2021 г.). – Екатеринбург, 2021. – С. 144-147.
3. Артамонова, А.С. Управление финансовыми ресурсами и оценка социальной эффективности некоммерческого сектора / А.С. Артамонова // Journal of New Economy. – 2021. – Т. 22, № 4. – С. 97-115.
4. Сафина Л.А. Учет и реализация требований заинтересованных сторон в системе менеджмента качества образовательной организации / Л.А. Сафина, И.Р. Галимов, Н.С. Сагитова // Управление устойчивым развитием. – 2022. – №1 (20) – С. 105-109.
5. Заруцкая, В.С. Сетевое взаимодействие организаций: теоретические основания и подходы к управлению / В.С. Заруцкая // e-FORUM. – 2021. – Т. 5, № 4(17). – С. 1.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar