Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Декабрь » 09

Обобщение опыта работы по реализации проекта «SMART-лаборатория»

Елена Николаевна Чертовских, преподаватель
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

Разработке проекта «SMART-лаборатория» предшествовала идея объединения исследовательской деятельности и технического творчества обучающихся. Идея проекта весьма актуальна. Ведь исследовательская деятельность способствует формированию у обучающихся навыков анализа, синтеза и оценки информации. Проведение исследований позволяет углубить знания в конкретной области, что содействует более детальному пониманию предмета. Сбор данных, их анализ и интерпретация помогает студентам развивать практические навыки, необходимые для будущей профессии, способствуют развитию критического и инновационного мышления. Многие исследовательские проекты требуют совместной работы в группах, что развивает навыки коммуникации и сотрудничества — важные качества для эффективной работы в любой сфере. Успешное участие в проектной деятельности — важный элемент портфолио будущего выпускника, доказательство его профессиональных компетенций, что повышает конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.

Техническое творчество также играет большую роль не только в повышении качества профессиональной подготовки обучающихся, но и способствует раскрытию и развитию их творческих способностей, инициативы, самостоятельности и самоорганизации. Техническое творчество помогает студентам развивать практические навыки, такие как проектирование, конструирование и моделирование. Эти навыки являются основополагающими в технических и инженерных профессиях. Занятия техническим творчеством, возможно, вдохновят наших выпускников на дальнейшее обучение по выбранной специальности.

Сегодня SMART-лаборатория – это добровольное объединение обучающихся желающих заниматься исследовательской деятельностью и техническим творчеством через участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, форумах, выставках, конкурсах и других тематических мероприятиях различного уровня.

Целью работы SMART-лаборатории является создание условий, содействующих формированию способностей обучающихся к рационализации и изобретательству через расширение знаний в области электроники и функциональной микроэлектроники, компьютерного и математического моделирования.

Изначально в SMART-лаборатории занимались обучающиеся второго-четвертого курсов специальностей «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники и «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

Деятельность осуществлялась по направлениям: радиотехническое, электротехническое и компьютерное моделирование. Работу курировали руководители Чертовских Е.Н., Зайцева Е.И., Садовский М.В. В последующем к проекту присоединились обучающиеся специальности «Металлургия цветных металлов», увеличилось количество участников и в работе проекта появилось металлургическое направление.

В прошлом учебном году реализация проекта осуществлялась уже по четырем направлениям: электротехническое, металлургическое, радиотехническое и техническое творчество. К работе SMART-лаборатории присоединился Маликов Евгений Викторович – куратор технического творчества.

Изменение численности участников проекта по годам представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 − Изменение численности участников проекта


Из рисунка видно, что численность обучающихся, задействованных в работе проекта, ежегодно увеличивается.

За период реализации проекта SMART-лаборатория студенты участвовали в научно-практических конференциях и форумах, таких как:
- Национальная конференция КрасГАУ «Научно-практические аспекты развития АПК» г. Красноярск;
- Краевая научно-практическая конференция «Технологии среды жизнедеятельности: металлургия, строительство и архитектура» г. Ачинск;
- Региональная научно-практическая конференции «Наука и техника – шаг в будущее» СибГУН и Т им. М.Ф. Решетнева г. Красноярск;
- Всероссийская научно-практическая конференция студентов и школьников «Современные тенденции в пищевых производствах» г. Красноярск;
- Международная научно-практическая конференция «Решетневские чтения» г. Красноярск;
- Всероссийская студенческая конференция «Студенческая наука – взгляд в будущее», г. Красноярск;
- Региональная научно-практическая конференция им. Е.А. Демьяненко «Активное поколение» г. Ачинск;
- Региональная научно-практическая конференция «В наших руках – будущее», г. Назарово;
- Краевой молодежный форум «Научно-технический потенциал Сибири», номинация «Техносалон» (секция «Прикладная радиоэлектроника»), г. Красноярск.

За представленные работы участникам присуждено 18 призовых мест. На рисунке 2 приведено распределение количества призовых мест по годам.


Рисунок 2 – Распределение призовых мест по годам


В 2024-2025 учебном году создано и изготовлено 20 действующих моделей, из которых семь были представлены на выставке технического творчества для гостей нашего колледжа в рамках краевой олимпиады по УГС Технологии материалов. Представленные модели получили высокую оценку от приглашенных гостей, поступило предложение участвовать в городском конкурсе грантовых проектов.

Не все студенты предпочитают очные выступления. Кто-то старается оставаться «в тени», помогая лишь в конструировании и испытании моделей. Многие чувствуют себя более комфортно, участвуя в заочных предметных олимпиадах, например, на сайте «Профобразование», где было присуждено 60 призовых мест. География заочного участия достаточно широка: Железногорск, Верхняя Пышма, Магнитогорск, Ульяновск и Екатеринбург.

Безусловно, при реализации проекта сталкиваемся и с проблемами. Основной проблемой является низкая мотивация обучающихся, поэтому стараемся пропагандировать проект SMART-лаборатория на информационных площадках различного уровня. Влияет и нагруженность обучающихся учебным процессом. Для оптимизации их рабочего времени используем возможности дистанционного общения, самостоятельной работы. И, конечно, недостаточность материально-технической базы. Понимаем, что для этого необходимо участие в конкурсах на получение грантовой поддержки.

Не смотря на указанные трудности, проект продолжает развиваться. В текущем учебном году он дополнен актуальными, на сегодняшний день, занятиями по беспилотным летательным аппаратам.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar