Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Декабрь » 10

Профессиональная социализация юношества: рекомендации для образовательных учреждений

Османова Ольга Михайловна
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»

Социализация — это не просто процесс,
это искусство находить свое место в мире,
обретая навыки и связи, которые помогут построить будущее


Ключевые слова: профессиональная социализация, студенты, образовательные учреждения, исследование, мягкие навыки,обратная связь

Профессиональная социализация юношества — это важный процесс, который оказывает значительное влияние на формирование будущих профессионалов и их интеграцию в общество. Основные особенности профессиональной социализации юношества:
1. Профессиональная социализация юношества включает в себя множество факторов, влияющих на формирование профессиональных навыков и ценностей. Это и семейное окружение, и образовательные учреждения, и социальные группы, в которых молодые люди взаимодействуют.
2. Важной частью профессиональной социализации является развитие у юношей адаптационных навыков, которые помогут им успешно интегрироваться в профессиональную среду. Это включает в себя как горизонтальную, так и вертикальную мобильность в карьере.
3. Юность — это важный этап, когда происходит активное формирование профессиональных интересов и навыков. На этом этапе молодые люди начинают осознавать свои предпочтения и цели, что влияет на выбор профессии.
4. Профессиональное образование играет важную роль в социализации молодежи. Образовательные учреждения не только передают знания, но и формируют у студентов профессиональные нормы и ценности, а также помогают развивать необходимые навыки.
5. В процессе профессиональной социализации юноши начинают осваивать различные социальные роли, которые они будут исполнять в будущем. Это может включать роли работника, коллеги, руководителя и т.д., что требует от них определенных социальных навыков и умений.
6. Юность характеризуется изменениями в «Я-концепции» личности.. Личность начинает формировать представление о себе как о профессионале, что влияет на самооценку и мотивацию к обучению и работе.
7. Эффективная профессиональная социализация требует активного вовлечения юношей в различные виды деятельности — практикумы, стажировки, волонтерские проекты и т.д. Это позволяет им не только применять теоретические знания на практике, но и развивать коммуникативные и социальные навыки.

Профессиональная социализация юношества представляет собой сложный и многоуровневый процесс, который требует внимания со стороны общества, образовательных учреждений и семьи. Успешная социализация молодежи обеспечит не только их личное развитие, но и положительно скажется на экономическом и социальном развитии общества в целом. Поэтому важно создавать условия для активного участия юношей в различных сферах жизни, поддерживать их стремление к самореализации и развитию профессиональных навыков.

Наше исследование профессиональной социализации студентов ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум» в г. Екатеринбурге предоставляет ценную информацию о состоянии подготовки кадров в энергетической отрасли.

Мы использовали следующий подход:
Цели исследования:
1. Оценить уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности.
2. Выявить потребности и ожидания студентов от образовательного процесса.
3. Определить связь между образовательными программами и требованиями работодателей.
Методы исследования:
1. Опрос студентов и преподавателей.
2. Анализ учебных планов и программ.
3. Интервью в рамках круглых столов с представителями предприятий энергетической отрасли.

Результаты:
Уровень владения профессиональными навыками:
• Высокий: 30%
• Средний: 50%
• Низкий: 20%
Ожидаемые навыки от работодателей:
• Технические навыки: 80%
• Мягкие навыки: 60%
• Умение работать с современными технологиями: 70%
Процент студентов, удовлетворенных качеством образования:
• Удовлетворены: 75%
• Не удовлетворены: 25%

Выводы:
1. Большинство студентов удовлетворены качеством образования, но есть области для улучшения.
2. Практика играет важную роль в подготовке, но только 60% студентов имеют возможность её пройти.
3. Студенты осознают важность как технических, так и мягких навыков для успешного трудоустройства.
Рекомендации:
1. Увеличить количество практических занятий и стажировок.
2. Внедрить дополнительные курсы по развитию мягких навыков.
3. Поддерживать на высоком уровне партнерские отношения с предприятиями для более тесного взаимодействия.

Ниже приведены необходимые рекомендации для образовательных учреждений в части которых возможно организовать подобное исследование:
– Проведение более детального анализа того, какие именно аспекты специальности не понимают первокурсники.
– Рассмотрение возможности проведения фокус- групп с первокурсниками, чтобы получить качественные данные о их ожиданиях и понимании профессии.
– Проанализировать, как ожидания студентов (особенно первокурсников) соотносятся с реальными условиями работы в будущем.
– Исследовать, как студенты развивают профессионально важные качества в процессе обучения. Какие курсы или практические занятия способствуют этому развитию?
– Оценить, насколько студенты уверены в своих навыках и качествах, необходимых для успешной работы.
– Изучить, как квалификация и опыт преподавателей влияют на восприятие специальности студентами. Есть ли связь между уровнем образования преподавателей и пониманием студентами своей будущей профессии?
– Оценить роль психологической атмосферы в учебных коллективах и её влияние на мотивацию студентов.
– Исследовать, какие факторы влияют на выбор будущих мест работы и должностей студентами. Почему они выбирают именно эти направления? Это может помочь выявить основные мотивы и стереотипы, связанные с профессией.
– На основе полученных данных предложить рекомендации для улучшения образовательного процесса в образовательном учреждении.

Анализ собранных данных и дальнейшие исследования помогут выявить ключевые проблемы и предложить эффективные решения для их преодоления. Это, в свою очередь, будет способствовать подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно решать профессиональные задачи.

Профессиональная социализация юношества является ключевым аспектом подготовки будущих специалистов. Исследования в этой теме предоставляют уникальную возможность понять, как студенты воспринимают свою будущую профессию и какие факторы влияют на их профессиональное становление.

Список литературы:
1. Иваненков С.П. Социальное самочувствие и жизненные планы современной молодежи / С.П. Иваненков // Управленческое консультирование. – 2015. – № 4. С. 114-122.
2. Ковалева А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория [Электр. ресурс] / А.И, Ковалева. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-01/Kovaleva_Concep.pdf.
3. Красноперова А.Г. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа / А.Г. Красноперова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 71-75
4. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С.И. Кучмиева. ‒ Волгоград: НОУ «Волгоградский институт бизнеса», 2007. ‒ 24 с.
5. Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации [Электр. ресурс] / М. В. МигачеваРежим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-professionalnoy-sotsializatsii-molodyh-spetsialistov-v-period-transfor matsii.

Изображение от pressfoto на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar