- 16.12.2025
- 105 Просмотров
- Обсудить
Резкое ухудшение состояния здоровья населения создает необходимость расширения и углубления знаний о факторах, влияющих на здоровье человека, о способах и средствах, предупреждающих нарушение здоровья, способствующих его улучшению.
Усвоить принципы и ценностные ориентации на здоровье и здоровый образ жизни позволяет гигиеническое воспитание. Оно является одной из важных составляющих общей культуры человека. Приоритет в гигиеническом воспитании следует отдавать растущему организму, то есть детям дошкольного, школьного возраста, студенческой молодёжи, объединяя усилия родителей, воспитателей, учителей, педагогов, медицинских работников, психологов и общественности. Именно в этом возрасте наиболее устойчиво формируется мотивация к здоровому образу жизни и создается осознанное поведение, способствующее укреплению здоровья на протяжении всей дальнейшей жизни человека.
Исследование состояния здоровья всех групп населения, проведенное в городе Казани в 2018 году, показало, что отрицательная динамика наблюдается именно в подростковом периоде. Согласно статистике, за двенадцать лет (с 2005 по 2017 г.) у подростков частота заболеваемости с впервые выявленной хронической патологией увеличилась на 23,2 %, однако у взрослых данный показатель увеличился только на 5,6 %. Диспансеризация молодёжи от 14 до 18 лет, проведённая в 2018 году, показала, что из 245,6 тыс. прошедших обследование подростков, только 14,7 % были отнесены к категории абсолютно здоровых. Дети с выраженными хроническими заболеваниями, включая 1,3 % инвалидов, составили 9,7 %. Во вторую группу здоровья вошло 75,6 % детей, и у них были установлены различные функциональные и морфофункциональные изменения. Наиболее распространенными оказались болезни органов дыхания (40%), затем проблемы органов пищеварения, заболевания опорно-двигательного аппарата, глаз и болезни мочеполовой системы. Особого внимания требует и следующая статистика: согласно исследованиям в России с 2002 года, доля детей от рождения до девятнадцати лет в сравнении с общим населением уменьшилась с 27 % до 23 %, а общее число подростков в стране сократилось в 1,7 раза. Данные показатели свидетельствуют о неблагополучной ситуации со здоровьем молодёжи страны [8].
Переутомление и стресс из-за увеличения учебной нагрузки приводят к нервно-психическим расстройствам, вегетососудистой дистонии, неврозам, нарушению сна, синдрому хронической усталости. Недостаток физической активности, длительное сидение, приводящее к гиподинамии, способствуют нарушению веса, ожирению, а также нарушению осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Неправильное, нерегулярное питание провоцирует развитие гастритов, язв желудка и других нарушений пищеварения. Вследствие интенсивного использования гаджетов, перенапряжения зрения развивается близорукость, часто средней и высокой степени. Нарушение режима дня, неправильная социальная адаптация приводит к психоэмоциональному напряжению. Эта проблема стала одной из глобальных для современного мира.
Если обратиться к истории, то решение проблем гигиенического воспитания в образовательных учреждениях начинается с конца XIX века, когда гигиена стала развиваться как экспериментальная наука и получила своё научное обоснование.
Для развития данного направления были заложены научные основы гигиены А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана.
Доброславин А.П. (1942-1989) выделил главные задачи гигиены: «изучение законов прочного физиологического равновесия в организме при различных условиях общественной деятельности и изучение наиболее выгодных условий сохранения и развития производительных сил организма». Доброславин также изучал гигиену физической деятельности человека совместно с его психической деятельностью и в 1871 году ставил необходимостью физиолого-гигиенического изучения его психической деятельности, тесно связывая этот вопрос с педагогикой. Им также проводились углубленные исследования в области гигиены питания детей и подростков, учащихся в закрытых учебных заведениях. А.П. Доброславин создал первую Российскую гигиеническую школу, опыт которой продемонстрировал необходимость передачи знаний в области гигиены и санитарии последующему поколению, а также их распространения среди населения в целях повышения гигиенической культуры в обществе.
Довольно значимы заслуги в области развития гигиены Ф.Ф. Эрисмана (1942-1915). Свой труд «Профессиональная гигиена умственного и физического труда» (1877) Ф.Ф. Эрисман посветил вопросам гигиены умственной работы детей и подростков. С его участием опубликовано много работ по гигиене в образовании, в которых были затронуты проблемы гигиены зрения обучающихся, разработан вариант парты, которая используется в наших современных образовательных учреждениях с незначительными доработками. Он же разработал проект классической классной комнаты [7].
Начало XX века – время появления первых российских учебников и учебных пособий по гигиене. Их авторы - врачи школ и училищ : Ф.Л. Касторский («Беседы по школьной гигиене», 1900 г.), В.И. Формаковский («Охрана здоровья учащихся», 1905 г.), Н.И. Тезяков («Беседы по гигиене и применение её к народной школе»).
В конце XIX - начале XX века гигиеническое воспитание в учебных заведениях городов Западной Сибири осуществлялось под наблюдением врачей. Педагоги и врачи с помощью занятий и бесед стремились повышать санитарную культуру обучающихся, старались формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.
В период становления Советского государства вопросам гигиенического воспитания уделялось немалое внимание. В марте 1919 года первый съезд по охране здоровья детей и подростков обозначил основные вопросы по охране здоровья молодого поколения, а именно проведение профилактических мероприятий через организацию питания детей.
В 1959 году был создан научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков. По результатам проводимых научных исследований были разработаны и внедрены в практическую деятельность органов здравоохранения определённые нормативы по гигиене, которые позволили определить работу школ и других учебных заведений для детей и подростков.
Также большую роль в развитии гигиены детей внесли учёные, такие как М.С. Маслов, В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержали сведения не только о диагностике и лечении заболеваний молодого поколения, но и об уходе, питании, закаливании и воспитании здоровых детей.
Термин «гигиеническое воспитание» получил своё определение в 1977 году.
Согласно И.И. Мильману, гигиеническое воспитание – это суммарная совокупность педагогических воздействий, основанных на комплексном информировании человека в отношении гигиены [4].
Зверев И.Д. определяет понятие «гигиеническое воспитание», как обучение и закрепление у обучающихся норм правил гигиенического поведения, воспитание желания сохранить собственное здоровье посредством полученных гигиенических знаний [4].
Подведя итог, можно сказать, что гигиеническое воспитание — это одно из направлений воспитательной работы педагога, направленное на формирование у обучающихся культуры здоровья и эмоционального благополучия.
По мнению И.Г. Погореловой, целью гигиенического воспитания и обучения является улучшение показателей физического и психического здоровья через изменение стиля поведения и образа жизни: отказ от поведения, наносящего вред собственному здоровью и здоровью окружающих, нетерпимое отношение к людям, приносящим вред собственному здоровью и здоровью окружающих, а также сознательное участие к формированию здоровьесберегающей среды [6].
Гуменюк В.Т., В.Б. Пономарева, Г.К. Фетисова, утверждали, что гигиеническое воспитание и обучение - один из важных факторов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Цель такого воспитания — помочь человеку усвоить принципы и ценностные ориентиры здорового образа жизни, поведенческие стереотипы, направленные на сохранение здоровья [1].
Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие цели и задачи гигиенического воспитания:
Цели гигиенического воспитания - сформировать мотивацию на поддержание и укрепление здоровья, повысить понимание важности быть здоровым, а также донести знания и сформировать навыки по здоровому образу жизни.
Задачи гигиенического воспитания:
- формирование знаний о строении и функционирования организма, факторах, оказывающих влияние на его состояние, а также о распространенных заболеваниях [5]; обучение детей и подростков современным подходам к оценке своего здоровья, а также самоконтроля за его состоянием;
- развитие навыков по ведению здорового образа жизни, борьбы с рисками для здоровья, поддержания правил гигиены;
- создание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитание активной жизненной позиции.
Выделяют основные компоненты гигиенического воспитания обучающихся:
1. Информационно-познавательный (когнитивный) компонент. Этo передaча знaний о здoровье, гигиeне и фaкторах, влияющих на них с цeлью фoрмирования нaучного представления о здоровье и гигиене, развития гигиенического мышления. Через когнитивный компонент складывается понимание причин возникновения заболеваний (роль микробов, вирусов, неблагоприятных факторов). В него входит информация о личной гигиене (уход за телом, полостью рта, волосами, одеждой), знания о гигиене питания (правила приготовления пищи, режим питания, выбор продуктов), информация о профилактике вредных привычек и безопасном поведении, знания о санитарных нормах и правилах в быту и общественном месте, понимание важности физической активности и закаливания, гигиены умственного труда, эмоционального благополучия, положительного эмоционального самочувствия, которое является основой отношения личности с окружающей средой [2]
2. Практически-деятельностный (поведенческий) компонент. Суть зaключается в фoрмировании и зaкреплении гигиeнических умeний, нaвыков и привычeк черeз прaктическую дeятельность. Вaжно aвтоматизировать гигиeнические дeйствия и прeвратить их в устoйчивые каждoдневные привычки. Этo фoрмирование прaвил личнoй гигиeны (мытье рук, чистка зубов, принятие душа), отработка навыков поддержания чистоты в окружении (уборка рабочего места, комнаты), формирование навыков правильной осанки и выполнения физических упражнений, привитие умений соблюдения режима дня и сна, обучение навыкам безопасного поведения в различных ситуациях.
3. Мотивационно-ценностный (аффективный) компонент включaет фoрмирование пoзитивного oтношения к здoровью как к глaвной ценнoсти, мoтивирование вeсти здорoвый oбраз жизни. Aффективный компoнент сoздаёт глубoкую мoтивацию сделaть здoровье личнoй ценнoстью. Пoявляется oсмысленное отнoшение к личнoму здoровью и здoровью близких, рaзвивается чувствo oтветственности за свoе здoровье, фoрмируются убeждения в неoбходимости соблюдения гигиенических правил, стимулируются желания быть здоровым, активным, успешным, появляется понимание связи между гигиеной, здоровьем и качеством жизни.
4. Средовой компонент подразумевает создание благоприятных условий, которые способствуют формированию и закреплению гигиенических навыков. Важно обеспечить условия, в которых гигиеническое поведение становится естественным и поддерживаемым. Среда должна не только требовать, но и давать возможность соблюдать гигиену. Средовой компонент включает наличие необходимых гигиенических средств (вода, мыло, полотенца, туалетные принадлежности), поддержание чистоты и порядка в помещении (школе, дома, общественном месте), обеспечение адекватного режима дня, питания, физической активности, контроль за соблюдением санитарных норм и правил [9].
Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Недостаточно просто дать знания (когнитивный компонент), если нет условий для их применения (средовой компонент), если не формируются навыки (практический компонент) и если нет внутренней убежденности в их необходимости (мотивационный компонент). Эффективное гигиеническое воспитание достигается только при комплексном подходе ко всем этим аспектам.
Существует несколько классификаций методов гигиенического воспитания: по организационному признаку, количественному составу информируемых лиц, по источнику знаний, по специфике формирования гигиенической культуры и пр. Объединив их, были выделены следующие категории методов и форм:
- Информационные методы и формы:
Лекции и семинары: Проведение уроков по гигиене, где учащиеся получают знания о правилах личной гигиены, здоровом образе жизни, питании и вредных привычках.
Использование информационных материалов: Использование буклетов, плакатов, видеороликов, презентаций, которые иллюстрируют важность соблюдения гигиенических норм.
- Практические методы и формы:
Занятия по медицинской подготовке: Учебное занятие по оказанию первой помощи и навыкам санитарии.
Экскурсии и практические занятия: Выездные уроки в медицинские учреждения, лаборатории, на предприятия, где демонстрируются санитарные нормы и гигиенические практики.
Выполнение домашних и летних заданий.
- Метод убеждения:
Логическое убеждение: предоставление информации и фактов, аргументация преимуществ положительных гигиенических привычек посредством рассказов, приведение примеров негативных последствий несоблюдения гигиены, демонстрация статистики.
Эмоциональное убеждение: призыв к чувству самосохранения без запугивания, но с акцентом на риски, к эстетическим чувствам, подчеркивая красоту и привлекательность ухоженного человека, опрятной одежды, желание быть принятым, забота о близких, так как здоровый человек не заразит близких.
4. Метод положительного примера: демонстрация правильных гигиенических привычек, привлечение авторитетных врачей, спортсменов для бесед о важности гигиены.
5. Метод повседневного наблюдения:
Непосредственное наблюдение: по личному примеру взрослого обучающийся ухаживает за собой, поддерживает порядок, при наблюдении за сверстниками акцентируется внимание на положительных примерах, опросы при самостоятельном наблюдении.
Наблюдение через наглядные примеры: просмотр и обсуждение тематических видеороликов, мультфильмов, фотографий, чтение и обсуждение книг, использование моделей, макетов.
6. Метод естественного эксперимента. Использование жизненных примеров для понимания важности формирования гигиенических привычек, извлечение уроков из «реальных, естественно возникающих ситуаций».
7. Игровые методы и формы:
Ролевые игры и интерактивные тренинги: Вовлечение учащихся в ситуации, требующие применения знаний о гигиене, с целью формирования навыков и положительной мотивации к сохранению здоровья.
Квесты и конкурсы, тематические вечера, брейн-ринги: Организация мероприятий, где учащиеся могут проверить свои знания о здоровом образе жизни и гигиенических нормах.
8. Формирующие методы и формы:
Работа с родителями: Информирование родителей о важности гигиенического воспитания, проведение совместных мероприятий, направленных на развитие у детей здоровых привычек.
Поиск и анализ материалов на сайтах по гигиеническому воспитанию.
9. Мотивирование и поощрение, одобрение, осуждение. Установка системы поощрений за соблюдение правил гигиены (например, конкурсы на лучшее соблюдение санитарных норм, ведения «дневника гигиены»).
10. Мониторинговые методы и формы:
Опросы и анкетирование: Проведение опросов среди учащихся для оценки уровня их осведомленности о гигиенических нормах и привычках.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы
Анализ результатов здоровья: Отслеживание здоровья и заболеваемости учащихся для коррекции программ гигиенического воспитания.
Эти методы и формы можно комбинировать и адаптировать в зависимости от возрастной категории учащихся и специфики образовательного процесса.е
Из вышеизложенного следует, что гигиеническое воспитание не ограничивается простой передачей информации, оно определенными методами с помощью различных форм формирует умения, навыки, привычки и убеждения, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Студенческий возраст — это промежуточный этап между подростковым периодом и так сказать «взрослой жизнью», как раз тот период, когда можно целенаправленно, обеспечивая в процессе обучения требуемые психолого-педагогические условия, воздействовать на факторы, способствующие формированию у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни и физической активности. Эта также задача всех современных систем здравоохранения. Каждый студент должен выработать у себя чувство ответственности за собственное здоровье, за его сохранение, поддержание и укрепление, что в итоге стимулирует осознанное ведение здорового образа жизни.
Здоровье молодого поколения и будет определять экономический, культурный, репродуктивный, оборонный и т. д. потенциалы нашей страны, это в свою очередь и обеспечение устойчивого демографического развития, активного долголетия.
Список использованной литературы:
1. Гуменюк, В.Т. Роль и значение гигиенического воспитания и обучения в формировании санитарной культуры и здорового образа жизни населения / В.Т. Гуменюк, Г.К. Фетисова, В.Б. Пономарева // ЗНиСО. — 2010. — № 10. — С. 211.
2. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М.: Современник, 2010. – 160 с.
3. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии / И.Д Зверев. – М.: Просвещение, 1986. – 222 с.
4. Мильман, И.И. Гигиена труда школьников / И.И. Мильман. – М.: Академия, 2005. – 289 с.
5. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.А. Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н. Аксенова и др.] ; под ред. М.А. Якунчева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008 — 320 с. — ISBN 978-5-7695-5447-6.
6. Погорелова, И.Г. Гигиенические требования к организации физического воспитания детей и подростков : учебное пособие / И.Г. Погорелова, Л.И. Макарова ; Иркутский государственный медицинский университет, Кафедра профильных гигиенических дисциплин. – Иркутск : ИГМУ, 2022 – 50 с.
7. Советов, С.Е. К истории развития школьной гигиены в России // Гигиена и санитария. 1950. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-razvitiya-shkolnoy-gigieny-v-rossii (дата обращения: 16.05.2025).
8. Фазлеева, Е.В. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения / Е.В. Фазлеева, А.С. Шалавина, Н.В. Васенков, О.П. Мартьянов, А.Н. Фазлеев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf (дата обращения: 10.12.2025).
9. Гигиеническое образование молодежи [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosonline.ru/wp-content/uploads/2023/11/gigienicheskoe-obrazovanie-molodezhi-.docx (дата обращения: 18.08.2025).
Изображение от freepik
